Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
АОЛЗГ, 3 руб. 50 коп.

Осенью 1976 года Франк Фариан, недавно перешагнувший порог тридцатилетия певец и композитор, не имевший особенного успеха у публики, записал песенку под названием «Детка, не хочешь ли станцевать бамп?». Желая избежать ненужных ассоциаций со своим собственным именем («Ах, это тот самый старина Фариан?»), он ставит в графе «исполнитель» ни к чему не обязывающее, почти анонимное название «Бони М».
«Бамп» Фариана становится довольно знаменитым шлягером в ФРГ, а также в Голландии. Вскоре стали поступать заявки на телевизионные и концертные выступления, для которых Франк Фариан вербует у себя в Мюнхене четверку уроженцев Ямайки, в которую вошли Лиз Митчелл — единственная профессиональная вокалистка (до этого она пела в хоре «Лес Хэмфри Сингерз»), Марсия Баррет — бывшая манекенщица, наделенная от природы низким приятным голосом, Мейзи Уильямс — милая симпатичная девушка, в прошлом секретарша, и наконец Роберт Фэррелл — диск-жокей и танцовщик.
Впрочем, назвать группу «ямайской» нельзя. Все ее участники жили и живут в ФРГ и Англии, там же все они получили образование. Однако экзотика — вещь немаловажная.
В январе 1977 года новая запись «Бони М» становится мировым шлягером. Это песня «Дэдди Кул». На диске уже звучат голоса Лиз Митчелл и Марсии Баррет, но мужскую партию по-прежнему поет Франк Фариан (а не Бобби Фэррелл), Затем следует первая долгоиграющая пластинка — «Снимите с меня этот жар» и очередной боевик— «Санни». В июле 1977-го песня «Ма Бэкер» занимает первое место в британском хит-параде...
История приняла неожиданный оборот. Вот что сказал в одном из интервью Франк Фариан: «Успех «Дэдди Кул» я, в принципе, предвидел (хотя он и превзошел мои ожидания). Над этой песней я долго работал и вложил в нее весь свой опыт и фантазию аранжировщика и продюсера. Однако все последовавшее за этим оказалось для меня приятным сюрпризом. Мысленно я готовил для «Бони М» распространенную участь «группы одного шлягера» (ну, может быть, двух...) и совершенно не предполагал, что это мое детище окажется настолько удачным».
В самом деле, недоумение Фариана имеет некоторые основания. Если «Дэдди Кул», бесспорно, отличался от подавляющего большинства диско-песенок и новизной аранжировки, и нетрадиционным вокальным решением, то последовавшие боевики «Бони М» были или явными вариациями на тему «Дэдди» («Ма Бэкер»), или версиями старых знаменитых песен («Санни»), Долгоиграющий диск «Бони М» «Ночной полет на Венеру» несколько спокойнее предыдущих и более высок по техническим приемам, но вряд ли представляет собой какую-либо эволюцию по сравнению со вторым — «Любовь на продажу». А тот, в свою очередь, — по сравнению с первым альбомом. Все они одинаковые, ровные, очень веселые, исключительно танцевальные...
Лиз Митчелл, бесспорно, способная певица. Ее голос, особенно в таких песнях, как «Белфаст», «Санни», «Золотое сердце», является, пожалуй, единственным «человечным» элементом в песнях «Бони М». Все остальное — налаженная электронная музыкальная машина, десятки раз перезаписанные хоры, безошибочный механический ритм. В том же интервью Франк Фариан сказал: «Я добиваюсь того, чтобы мои песни работали, как лучшие часы». И на возражение: «А вам не кажется, что это больше похоже на программу ЭВМ, чем на искусство?»— ответил: «Не знаю, все мы немножко роботы».
Технология изготовления песен по рецепту Фариана и «Бони М» сложна технически, но проста музыкально. Годится любой исходный материал — сентиментальные баллады, негритянские спиричуэле, рок-н-роллы, даже песни протеста. Мелодии подгоняются под диско-ритм и сдабриваются «вкусной» дурманящей электроникой.
Собственно ямайская народная музыка — реггей, к исполнителям которой иногда причисляют «Бони М», не играет значительной роли в их репертуаре. Но все-таки именно оригинальные ритмика и мелодика национальной ямайской музыки оказались той свежей кровью, которая оживила схемы Франка Фариана. Хотя, конечно, группе очень далеко до неподдельного темперамента, душевности и выразительности подлинных исполнителей народных песен, будь то ямайский реггей или американский соул. Этим объясняется и такой факт, что «Бони М» не очень популярен в Америке и на своей родной Ямайке. Строго говоря, возрождение интереса к народной музыке Вест-Индии и не является целью Фариана. Его задачи более прагматичны.
Концертные выступления -- сильная сторона «Бони М», и ансамбль доказал это на гастролях в Москве. Подвижность и неисчерпаемая энергия артистов просто удивительны. Без передышки нанизывая одну песню на другую, они ни на секунду не снимали напряжение зала. В профессионализме, сценическом мастерстве им не откажешь.
Песни «Бони М» привлекают слушателей прежде всего темпераментом, отточенностью исполнения, необычайным колоритом звуча-чия. Нередки в их репертуаре яркие мелодические вещи. По сравнению с «АББА», ансамблем, во многом близким по своей концепции к «Бони М», последний более экзотичен и эмоционален. Еще одно несомненное качество музыки «Бони М» — это ее легкая «усвояемость». Реакция на такую музыку однозначна — беззаботное настроение, отдых.
Что ж, музыка для танцев... Это не так уж много, но и не так уж мало. Нельзя сказать, что в песнях «Бони М» поднимаются важные жизненные проблемы или что их творчество открыло новые возможности в жанре эстрады. В мире существует немало более серьезных, глубоких и изобретательных ансамблей. Но, с другой стороны, далеко не всем дано создать такую легкую, располагающую к отдыху атмосферу, как это удается «Бони М», а это тоже своего рода мастерство.
А. Троицкий
(журнал «Музыкальная жизнь». 1979 г., № 4)