Выход этой пластинки — событие почти уникальное, демонстрирующее первые опыты в советской рок-музыке, которые, к счастью, сохранились в оригинальной записи. Наивно порой звучат сегодня нехитрые приемы тогдашней звуковой палитры, но не следует забывать, что до этих песен в этом жанре музыки в нашей стране практически ничего не было написано, если не считать двух-трех «русо-язычных» зарисовок группы «Сокол». Большинство частей сюиты созданы в последней трети 1960-х годов, став доказательством (а это тогда было необходимо) возможности пения на русском языке и сочинения собственно российской мелодики в роке.
Градский и его группа определили в своем творчестве почти все возможные направления в советской рок-музыке. Это и барокко-рок («В полях под снегом и дождем»), хард-рок, а позднее металл («Песня шута» и «Финдлей»), социально-философское осмысление «ленноновской» темы в «Я — Гойя», лирика («Ты и я»), фолк-рок «Нашего старого дома», «битлзовские» интонации («Только ты верь мне»), антивоенная направленность «Баллады о войне», позднее развитая в кинофильме «Романс о влюбленных», первые фонограммы с синтезаторами, абсурдная и гротесковая линия («Я всегда любил зверей»), хотя мы знаем еще и чуть ли не пайковую, частушечную «Птицеферму», и едкую сатиру «Песни о дураках» Градского образца 1968 года.
Градский первым в СССР начал записывать фонограммы всех партий. Часть из таких опытов («Только ты верь мне» и «Ты меня оставил») представлена на данном диске.
Маленькие чудеса — «Синий лес» и «В полях...» надолго сохранились в сердцах слушателей, а «Испания» долгое время была песней, которой композитор начинал свои сольные концерты. Велик был успех тогдашних «Скоморохов», в 1970 году после концертов в Ереванском спортзале «Динамо» восторженная публика несла Градского и его товарищей несколько километров до гостиницы на руках...
Воздадим же и мы должное Александру Градскому и группе «Скоморохи» за их весомый вклад в дело развития и становления рок-музыки в нашей стране.
СЕРГЕЙ ТИХОНОВ