Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Если в Москве начало профессиональному джазу положил коллектив Александра Цфасмана, впервые выступивший на эстраде в марте 1927 года, то в Ленинграде пионером явился «Первый концертный джаз-банд» под управлением Леопольда Теплицкого, показавший свою программу осенью того же года.
Ленинград без натяжки можно назвать колыбелью советского джаза. Здесь родились ансамбли, вписавшие яркие и интересные страницы в его историю: Tea-джаз Леонида Утесова (1929 г.), Ленинградская джаз-капелла, которой руководили Георгий Ландсберг и Борис Крупышев (1929 г.), коллектив Якова Скоморовского (1931 г.). Молодежный джаз-оркестр, организованный Генрихом Терпиловским (1936 г.), созданный в 1936 году Николаем Игнатьевым, джаз-ансамбль «Веселые ре6ята», который несколько месяцев спустя возглавил Эмиль Кемпер, и т. д.
В Ленинграде начинали свою деятельность замечательные джазовые аранжировщики, искусство которых определяло' звучание многих ведущих оркестров, — Леонид Дидерихс, Николай Минх, Илья Жак, Алексей Семенов, Юрий Лаврентьев, Аркадий Островский и другие.
К ленинградским джазовым коллективам можно целиком отнести характеристику, содержащуюся в книге А. Баташева «Советский джаз»: «К середине 30-х годов заметно выросло мастерство советских джаз-оркестров, звучание которых обогатилось новыми красками. Изменилась и манера исполнения. Прежде всего это сказалось на ритмическом сопровождении. Шестиструнная гитара и контрабас (с применением пиццикато) вытеснили более архаичные банджо и тубу (или сузафон). Хотя в аранжировках больше места стали уделять солисту, все же звучание тутти продолжало оставаться главенствующим».
В программу очередной серии «Антологии советского джаза» включены записи, сделанные в 30-х — начале 40-х годов главным образом фабриками граммофонных пластинок Ленкино (с 1937 года — Экспериментальная фабрика грампластинок), Ленмузтреста и распространявшиеся преимущественно в пределах Ленинграда. Большинство из них — уникально: печатались они малыми тиражами, да и время, прошедшее со дня их выпуска, сыграло свою роль. Ныне благодаря длительным архивным розыскам ленинградского коллекционера Бориса Метлицкого записи эти получают свое второе рождение.


Еще будучи художественным руководителем джаз-капеллы, Борис Крупышев выступал в ее программах не только как солист на гавайской гитаре, но и как создатель «оригинального, в национальных гавайских костюмах гавайского ансамбля в составе трио гавайских гитар, укулэлэ, двух банджо, большой гитары, двух скрипок, саксофона и рояля». В 30-х годах гавайский джаз-ансамбль под управлением Б. Крупышева (в афишах чаще писали «Гавай-ансамбль Б. И. Бокру-Крупышева») стал самостоятельно концертирующим коллективом и исполнял в переложении своего руководителя популярные фокстроты, танго, мелодии, выступая и с певцами-солистами. Одна из ранних записей ансамбля — «Гавайский блюз» сделана в Москве 17 ноября 1929 года. Поет артист ансамбля Орест Кандат.
Ленинградская джаз-капелла впервые записалась на пластинки во время своей поездки в Москву в апреле 1929 года, когда в студии Музтреста ею были исполнены «Гавайский вальс-бостон» и фокстрот «Я хотел бы знать». Решающее влияние на этот коллектив оказал один из его руководителей — Г. Ландсберг. По воспоминаниям музыкантов, «Георгий Владимирович обладал обширной эрудицией, он умел прекрасно работать с оркестром. Одновременно он бы и педагогом, воспитывал музыкальность, чувство ансамбля, прививал хороший вкус и понимание джаза».
После того как в середине 1935 года концертная деятельность джаз-капеллы прекратилась, Ландсберг собрал новый коллектив, с которым выступал в фойе кинотеатра «Колизей», а с середины 1936 года — кинотеатра «Великан». Джазисты числились в штатах Ленкино и сделали для фабрики грампластинок Лен-кино ряд оригинальных записей. «Полюшко-поле» («Степную кавалерийскую»), Песню Ирины из фильма «Три товарища» и танго «Петер», написанное Г. Ландсбергом на темы музыки Н. Бродского к одноименной кинокомедии, джаз-оркестр под управлением Георгия Ландсберга исполнил в одном из концертных залов, откуда «натурную запись» произвела бригада так называемой «заикинской студии». Это были крупные изобретатели в области звукотехники: инженер, впоследствии директор Экспериментальной фабрики грампластинок Владимир Заикин, инженер и звукооператор Валентин Товстолес и технолог Лидия Абрамович. Поют: Иван Пермикин, долгие годы выступавший на ленинградской эстраде, и Зинаида Рикоми, участвовавшая в программе «Первого концертного джаз-банда» Л. Теплицкого, спектаклях Ленинградского мюзик-холла, Ленинградского театра миниатюр под руководством А. Райкина.
Аранжированные Г. Ландсбергом инструментальные пьесы «Джонни» и «Отражение в воде» записаны в начале 1937 года, за несколько месяцев до трагической гибели музыканта. Оба эти произведения были сыграны ландсберговским джазом в студии фабрики грампластинок Музтреста Ленинградского обпастного управления местной промышленности и на этом же предприятии матрицированы.
Танго «Над заливом» (первоначальное название — «Не забудь меня») исполнил джаз-оркестр под управлением Михаила Ветрова, выступавшего ранее в качестве трубача-солиста джаза Леонида Утесова, а в послевоенные годы ставшего проректором Ленинградской консерватории.
Организованный при ленинградском обкоме комсомола Молодежный джаз-оркестр под руководством Генриха Терпиловского избрал своей постоянной площадкой для выступлений эстраду находившегося вблизи Невского проспекта кинотеатра «Крам» (Кино рабочей молодежи). Эта аббревиатура послужила и для названия самого оркестра, который вскоре возглавил Леонид Дидерихс, пришедший в «Крам» из джаза Утесова. В исполнении джаз-оркестра «Крам» под управлением Л. Дидерихса в программе представлены две записи, сделанные в 1938 и 1939 годах,— обработанный руководителем оркестра хор «От края и до края» из оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» и танцевальная пьеса в обработке А. Варламова «Море». Солист Петр Богушевский.
В созданный контрабасистом и аранжировщиком Николаем Игнатьевым джаз-ансамбль, выступавший чаще всего в концертном фойе кинотеатра «Художественный», Эмиль Кемпер пришел в 1937 году. Он возглавил коллектив, в котором подобрались талантливые музыканты: здесь начинал как пианист, аккордеонист и аранжировщик Аркадий Островский, впоследствии популярный композитор-песенник, работали саксофонист Ю. Гукович, трубач И. Атлас, на электрогитаре играл Б. Градский. В конце 1940 года место музыкального руководителя занял А. Владимирцов, получивший известность как композитор и дирижер.
С этим джаз-ансамблем пела певица Елена Легар, записывался на грампластинки Вадим Козин. Из немногих дошедших до нас записей в программу включены песня А. Владимирцова «Минуты» (поет Эмиль Кемпер) и «Вальс-бостон» в обработке А.Островского. Последняя была сделана на так называемом «вещательном диске», предназначенном только для передачи по радио и в продажу не поступавшем.
Один из популярных ленинградских джаз-оркестров под управлением Якова Скоморовского представлен своей самой первой записью, сделанной в Москве осенью 1932 года,— «Фокстротом-фантазией». Для этой танцевальной пьесы, сыгранной в диксилендовском стиле, руководитель оркестра использовал несколько известных зарубежных мелодий, а также темы песен городских окраин. Первоначальное ее название — «Владивосток».
К ранним записям относится и «Негритянская колыбельная». Ее в сопровождении оркестра спел Иван Миловидов 13 декабря 1932 года.
Песня «Руки» композитора Ильи Жака, ставшего в конце 30-х годов музыкальным руководителем коллектива, записана в Ленинграде в 1938 году. Поёт Клавдия Шульженко, выступавшая с джазом Я. Скоморовского с 1937 по 1940 год.
Глеб Скороходов

Для составления программы были использованы пластинки, хранящиеся у коллекционера Б. Метлицкого из Ленинграда и Л. Воропаевой из Москвы, которым Студия выражает благодарность.