Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
История клавирной музыки в странах Европы — это не только история форм и жанров произведений для клавишных инструментов; ее существенные стороны — создание и совершенствование этих инструментов, а затем и развитие исполнительского искусства. С конца XVI века эти три сферы постепенно оказались неразрывно связанными и воздействующими друг на друга, и чем ближе к нам по времени, тем активнее и плодотворнее. Однако прежде чем выкристаллизоваться в самостоятельную область, клавирная музыка прошла длительный путь становления. Первым толчком к ее зарождению послужило открытие двухголосия, а затем и многоголосия. В течение длительного периода времени инструментальная музыка могла исполняться на любых инструментах. Не учитывались ни характер тембра, ни способ звукоизвлечения, принимались во внимание только голосоведение и ритмическая структура. Даже ранние органы, появление которых относят к VIII веку, долгое время выполняли роль подчиненного инструмента, сопровождавшего пение в церкви. Лишь только к XIII веку постепенное их усовершенствование дало возможность сочинять и исполнять музыку, учитывающую их инструментальную специфику. К XIV веку относится самый ранний сохранившийся памятник клав ирной музыки — рукопись из аббатства Робертсбридж в Англии, — представляющий уже весьма развитый образец органного искусства. К XIV же веку относятся первые упоминания о клавишных инструментах другого типа — со струнами вместо труб: это echiquier (о котором сохранились лишь свидетельства), а затем клавицимбель и спинет. Эти инструменты, ввиду их небольших размеров, быстро распространились по всей Европе и стали незаменимыми во всех сферах внекультовой музыки: на празднествах во дворцах, в богатых домах, для музыкального сопровождения театральных представлений, в небольших музыкальных собраниях и т. д. Несмотря на различные названия (итальянское cembalo, французское clavecin, английское harpsichord, немецкое Kielflugel), эти инструменты почти не отличались друг от друга по своей конструкции. Звук извлекался перышком, цепляющим струну, и был серебристым, острым и сравнительно коротким. Малые клавесины, или спинеты, имели только один ряд струн и, соответственно, один регистр. Большие же инструменты крыловидной формы непрерывно совершенствовались: в 1514 году упоминается двухрегистровый клавесин, а в 1580 году был построен двухмануальный инструмент с тремя регистрами. К этому времени происходит определенный перелом в развитии клавирной музыки. Если до сих пор клавирные пьесы могли исполняться на любых клавишных инструментах — органе, клавесине, спинете, клавикорде и т. д. — и, следовательно, мало различались в своем инструментальном стиле, то к началу XVII века размежевание органной и клавесинной музыки стало очевидным фактом. Клавесин все больше завоевывал самостоятельность, стал использоваться как сольный концертный инструмент. Появились первые крупные национальные школы: итальянская, голландская, английская, позже французская и немецкая. Значительнейшие представители этих школ являлись одновременно и крупнейшими исполнителями-виртуозами (достаточно вспомнить Свелинка, Булла, Фрескобальди, Фробергера). Концертирование, этот сравнительно молодой вид музыкального общения, само оказывало существенное влияние на композиторское творчество. Растущая концертная жизнь, с одной стороны, и широко распространенное домашнее музицирование, с другой, определили облик и развитие светской клавирной музыки XVII века.
В Англии наиболее популярным инструментом в эту так называемую Елизаветинскую эпоху стала малая разновидность клавесина — вирджинал (от латинского virga — палочка, прут; другое, более распространенное, однако неверное толкование — от virgo — дева, — ибо незамужняя королева Елизавета I была большой почитательницей вирджинала). В отличие от больших клавесинов, вирджинал, как и спинет, имел один регистр, реже два, и предназначался исключительно для музицирования в домах или салонах. Отличался он от крыловидных клавесинов своей прямоугольной формой. Впрочем, произведения для вирджинала могли исполняться на любых других клавишных инструментах, о чем гласили развернутые заглавия на титульных листах старинных изданий. Существует огромное количество пьес для вирджинала, большая часть которых дошла до нас в нескольких манускриптах. Самый известный из них — «Fitzwilliam Virginal Book», где собрано 297 пьес различных авторов. В 1611 году в Лондоне был напечатан первый сборник музыки трех значительнейших композиторов-вирджиналистов — Бёрда, Булла и Гиббонса — «Рагthenia».
Вирджинальная музыка XVI—XVII веков — явление национальное и глубоко самобытное, одна из вершин английской музыки. Стиль ее отличается непосредственностью, безыскусностью, лирической интимностью и теплотой. Даже виртуозные пьесы часто подернуты дымкой типично английской меланхоличности. Композиторы-вирджиналисты, вобрав все лучшее в музыке, созданной на континенте, своим творчеством оказали обратное влияние, в частности, на голландскую и немецкую клавирные школы.
Исполнение вирджинальной музыки ставит перед современным исполнителем определенные проблемы. Первая из них — проблема инструмента. Подлинных вирджиналов XVI—XVII веков сохранилось очень мало. Однако, как было сказано, музыка того времени могла исполняться как на маленьких однорегистровых спинетах и вирджиналах, так и на больших клавесинах. Не имея возможности записать данную пластинку на оригинальных инструментах и обратившись к современному клавесину, исполнитель пользовался имеющимися сведениями об устройстве английских и современных им голландских клавесинов XVII века и правилами исполнения музыки того времени, в некоторых пьесах предпочитая оставаться в пределах одного регистра, памятуя о скромных возможностях вирджинала, в более развернутых пьесах используя диспозицию инструментов XVII века (два восьмифутовых и один четырехфутовый регистры и их комбинации, а также лютневое устройство). Единственное произведение — «Битва» Бёрда — ввиду своей картинности и мозаичного разнообразия дало возможность привлечения звуковых ресурсов современного клавесина.
Уильям Бёрд (1543 – 1623) — выдающийся полифонист, автор трех месс и многих других духовных сочинений, органист Королевской капеллы в Лондоне, музыкальный издатель. Вирджинальная музыка занимает в его обширном наследии сравнительно небольшое место, однако в силу ее оригинальности и смелости Бёрд признан главой вирджиналистов. Отличительные черты его стиля — свободное использование элементов церковной полифонии, умение мастерски разукрасить орнаментикой мелодическую линию. Среди его пьес — фантазии, вариационные циклы, танцевальные и жанровые пьесы.
Танцы — паваны, гальярды, куранты, жиги и другие один из популярнейших жанров у вирджиналистов. Пример таких коротких танцевапьных пьес — три французские куранты Бёрда. Два других танца — павана и гальярда — часто составляли маленький цикл-пару, контрастирующую по темпам, но объединенную общей тональностью, а иногда и тематически. Павана и гальярда № 10 взяты из рукописного сборника пьес Бёрда «My Lady Nevells Booke» (1591). Из этого же сборника взят и цикл пьес «Битва» — один из первых образцов клавирной программной музыки.
Другой замечательный композитор — Джон Булл (1563 – 1628) — прославился как выдающийся исполнитель-виртуоз. Его концертные поездки в 1601 году по Голландии, Франции и Германии не только принесли ему европейскую известность, но и открыли дорогу английской музыке на континент. В многочисленных пьесах Булла, особенно в его фантазиях, проявляется его новаторство в области клавирной техники, им свойственны необычная для того времени глубина и драматизм. Булл часто давал образные и характерные названия своим пьесам: так, среди его паван и гальярд встречаются «Меланхолическая», «Хроматическая», «Фантастическая». Шутливо-ироничной зарисовкой является и жига «Доктор Булл собственной персоной».
Орландо Гиббонс (1583 – 1625), младший из всех трех великих «елизаветинцев» как и Бёрд, служил органистом в Королевской капелле. Он оставил сравнительно небольшое число произведений, включающих церковную музыку, мадригалы, пьесы для консорта виол и для вирджинала. Серьезность и философская созерцательность, даже отрешенность, свойственные его стилю, дали повод к сопоставлению его клавирной музыки с поздними сонатами Бетховена (В. Апель в «Оксфордской истории музыки»). Замечательная «Фантазия для четырех голосов», полифонически разрабатывающая шесть тем, — один из лучших его вирджинальных пьес. Павана и гальярда, посвященные лорду Солсбери, отмечены изысканностью мелодических линий и подголосков.
А. Любимов

Пианист и клавесинист Алексей Любимов родился в Москве в 1944 году. Музыкальное образование получил в Центральной музыкальной школе (класс А. Артоболевской) и в Московской консерватории в классе профессоров Г. Нейгауза и Л. Наумова. В 1965 году он был удостоен первой премии на Международном конкурсе пианистов в Рио-де-Жанейро, а в 1968 году стал лауреатом Международного конкурса в Монреале. Основу его репертуара составляют старинная музыка, произведения И. С. Баха, венских классиков, Брамса, а также композиторов XX века.