Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В жизни у каждого, наверное, есть с детства полюбившиеся мелодии. Когда-то они приходили с граммофонов, позже из тарелки радиорепродуктора, затем с фонограммы обретшего голос кино и, наконец, с поначалу одноцветного, голубого экрана телевизора.
Для поколения, чьи детские годы пали на четвертое или пятое десятилетие нашего века, среди любимых пластинок были те, на этикетках которых значился джаз под управлением Александра Цфасмана. Звучавшее с каждого патефона «Неудачное свидание», жизнерадостность, стихия юмора которого исходили не только от текста, а от самой музыки, покорявшей сердца всерьез и надолго. Или зажигательное «Голубое небо» — блестящий образец игры «биг-бэнда» в свинговой манере. Или лирический слоу фокс «Сядь со мною рядом», восхищавший богатством фантазии аранжировщика.
Диски эти, хрупкие, шипящие, на 78 оборотов в минуту, исчезали с полок магазинов мгновенно, если на них были записаны танцевальные пьесы в цфасмановском исполнении. И как это было только с записями «повышенного спроса», пластинки Цфасмана нередко печатались с надписью: «Обменный фонд. Продаже не подлежит». Обмен был прост: десяток старых играных, битых дисков — граммофонная промышленность нуждалась в сырье — сдавали за один «Золотой вечер». Да и какие танцы в студенческом или заводском клубе обходились в 40-х годах без этого танго!
Соло рояля в записанных на пластинки произведениях обычно исполнял сам дирижер — Александр Цфасман. С детства его обучали игре на скрипке, но уже в девять лет он начинает заниматься на фортепиано. И через четыре года становится лауреатом первой советской олимпиады искусств в Нижнем Новгороде.
Представьте себе: 1919 год, разгар гражданской войны, не хватает еды, топлива, электричества, а тут олимпиада! И Одиннадцатая рапсодия Листа, за исполнение которой учащийся музыкального техникума тринадцатилетний Саша Цфасман получает первую премию!
А затем была Московская консерватория, класс знаменитого Феликса Михайловича Блуменфельда и... увлечение джазом. Еще за четыре года до окончания консерваторского курса Цфасман организует свой оркестр, в котором выступает в трех лицах: как композитор, пианист и дирижер. И если сегодня трудно сказать, что потеряли филармонические залы, то несомненно одно — эстрада приобрела с Цфасманом блестящего мастера джаза.
Как-то уже в послевоенное время, заполняя «послужной список», Цфасман перечислил оркестры, с которыми он работал, и места, где им пришлось выступать. Здесь и дебютный сезон АМА-джаза в летнем саду «Эрмитаж» (1927 год), и девятимесячные выступления в казино — существовало такое в Москве 1928 года, и трехлетняя работа в кинотеатре «Малая Дмитровка» — там сейчас театр Ленинского комсомола, и концерты в лучших ресторанах «Отель» и «Интурист» с 1931-го по 1936 год, и гастрольные турне с джазом Мосэстрады в 1938 году, и многолетнее сотрудничество с джаз-оркестром Всесоюзного радиокомитета — этот коллектив Цфасман возглавлял с сентября 1939-го по июнь 1946 года.
Даже приблизительный подсчет, следующий из этого списка, дает внушительную цифру: около 20 лет жизни посвятил Александр Наумович непосредственному руководству джазовыми ансамблями.
На пластинке «Сядь со мною рядом» представлены избранные записи, сделанные Цфасманом с 1939-го по 1945 год.
«Песенная рапсодия», открывающая программу, — единственное большое оркестровое произведение, записанное цфасмановским коллективом на пластинки (19 февраля 1939 года). В это сочинение Цфасман включил мелодии не только народных, но и авторских песен, получивших известность в конце 30-х годов. Печаталось под названием «Оборонная рапсодия».
«Кисет» — ранняя песня Анатолия Лепина, записанная на тонфильм Фабрикой звукозаписи Всесоюзного радиокомитета в 1940 году. Солистка — получившая в ту пору широкую популярность киноактриса Зоя Федорова. «Кисет» — одна из немногочисленных ее записей.
Выпущенный в 1940 году справочник «Театральная Москва» указывает следующий состав джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета под управлением Александра Цфасмана: Виктор Быков, Марк Савыкин (трубы), Иосиф Давид, Тойво Кохонен, Михаил Фурсиков (тромбоны), Борис Гольдберг, Григорий Карамов, Александр Савонин (тенор-саксофоны), Александр Ривчун (альт-саксофон), Аркадий Тевлин (баритон-саксофон), Борис Колотухин, Владимир Дьяконов, Аркадий Зарапин (скрипки), Тофик Кулиев (рояль), Борис Фельдман (гитара), Семен Чанышев (контрабас), Израиль Колдобский, Лаци Олах (ударные).
С начала Великой Отечественной войны появляются десятки новых песен, призывающих советских людей к борьбе с врагом, к мобилизации всех духовных и физических сил для разгрома фашизма. Среди коллективов, побывавших в первые месяцы войны у микрофонов Дома звукозаписи, был и джаз Всесоюзного радиокомитета, записавший на пластинки несколько новых, написанных по горячим следам произведений своего руководителя. Так случилось, что песня Александра Цфасмана на слова Рудольфа Брансбурга «Победа — наш клич боевой!» в исполнении Владимира Захарова оказалась последней записью перед длительным перерывом в производстве граммофонных дисков, вызванным эвакуацией.
Песня Ю. Милютина «Молодые моряки» была написана к мирному фильму — комедии «Дочь моряка», снятой в Одессе в 1941 году. Уже в послеэкранной биографии «Молодые моряки» получили новый текст, связанный с военными событиями. По возобновлении грампроизводства песню записал Георгий Виноградов в марте 1943 года.
В это же время цфасмановский коллектив записывает еще несколько песен из своего обширного военного репертуара, часть которого исполнялась во время двухмесячной поездки с концертами для частей действующей армии Западного фронта в 1942 году. «Веселого танкиста» исполняет Георгий Абрамов, «Голубой конверт» — Сергей Лемешев.
Если в первые годы войны программы джаза А. Цфасмана носили преимущественно песенный характер, то затем в них все большее место начинают занимать инструментальные пьесы в танцевальных ритмах, что всегда было характерным именно для этого коллектива.
Два произведения Ирвина Берлина, которого Дж. Гершвин назвал «американским Шубертом», оркестр исполнил 15 ноября 1944 года. Одно из них — фокстрот «Голубое небо» из мюзикла «Бетси», получивший широкое распространение в период свинга, другое — вальс-бостон «Снова один».
В это время в джазе Цфасмана играли Виктор Быков, Виктор Зотов, Евгений Куличков, Марк Савыкин (трубы), Александр Безродный, Тойво Кохонен, Михаил Фурсиков (тромбоны), Эмиль Гейгнер, Николай Крылов (тенор-саксофоны), Михаил Кримян, Александр Ривчун (альт-саксофоны), Александр Битус (баритон-саксофон), Аркадий Зарапин, Эмиль Лейванд, Григорий Кемлин, Борис Рачевский (скрипки), Михаил Гинзбург (рояль), Александр Шульман (аккордеон), Валентин Берлинский (виолончель), Борис Фельдман (гитара), Александр Розенвассер (контрабас), Лаци Олах (ударные).
Цфасмановское переложение популярной песенки Э. Ди Ладзаро, получившее название «Гондольер», было записано 25 декабря 1944 года, а сочинение Оскара Строка «Полли», спетое Владимиром Канделаки в «джаз-головском» стиле, — 6 апреля 1945 года.
17 мая 1945 года состоялась первая послевоенная запись джаза Цфасмана на пластинки. Его солист Георгий Виноградов исполнил слоу фокс «Сядь со мною рядом», а Иван Шмелев — танго «Золотой вечер».
Программа завершается «Лирическим фокстротом» Джерома Керна (запись 25 мая 1945 года) из американского фильма «Песнь о России», рассказывавшего о борьбе нашего народа с гитлеризмом. Этот фильм с успехом демонстрировался на советских экранах.
Глеб Скороходов

Для составления программы были использованы пластинки, хранящиеся в Государственном архиве звукозаписей, а также у коллекционера В. Марковского из Винницы, которым Студия выражает благодарность.