Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Такое случалось нечасто: любители грамзаписи с удивлением рассматривали пластинки с записями оркестра, о существовании которого большинство из них даже не подозревало. На этикетках значилось «Госджаз СССР. Дирижер Виктор Кнушевицкий». Кто такой Кнушевицкий? Что это за Госджаз и где он выступает? Почему его никто не слышал?
Ответы на эти недоуменные вопросы удалось получить только два года спустя — в ноябре 1938-го. Когда первые пластинки Госджаза были уже основательно заиграны, состоялся его дебют на эстраде. Во время декады советской музыки под сводами Колонного зала Дома Союзов зазвучала приветственная песня, с которой новый ансамбль обратился к своим первым зрителям.
Возникшее по постановлению Комитета по делам искусств, в котором объявлялось о создании музыкальных коллективов «союзного значения» — симфонического и духового оркестров, хоровой капеллы, ансамбля народного танца и всесоюзного джаз-оркестра, новое детище с трудом становилось на ноги. Само наименование ансамбля, место, которое он должен был занять среди собратьев, роль, которая ему отводилась еще до появления на свет, ко многому обязывали.
Дирижер Госджаза молодой музыкант Виктор Кнушевицкий и художественный руководитель популярный композитор Матвей Блантер стремились придать новому коллективу оригинальный, самобытный характер. По замыслу его организаторов ансамбль должен был стать «джаз-лабораторией» и одновременно «джаз-выставкой», «джаз-витриной». В лаборатории готовятся новые произведения, ведутся поиски и эксперименты, на выставке демонстрируются лучшие экспонаты — репертуар, который смогли бы использовать и другие джазы, в витрине появляются высокие образцы исполнительского мастерства.
«Мы пошли на эксперимент, — вспоминает М. И. Блантер. — В первую же программу включили произведения, никогда не исполнявшиеся подобными коллективами, — «Прелюд» Рахманинова, «Сентиментальный вальс» Чайковского, рахманиновский романс «Не пой, красавица, при мне». Исполнили мы и специально записанную для Госджаза трехчастную сюиту Шостаковича, фантазии на народные темы.
Было в нашей программе немало и песен, но все — только новые, созданные по заказу нашего ансамбля, в контакте с нашими музыкантами. Певцов мы пригласили тоже необычных для джаза — с отличной школой, голосистых. В премьерные концерты с нами пел Козловский. Солистами Госджаза стали лауреат Первого всесоюзного конкурса вокалистов Георгий Виноградов, артистка Большого театра Александра Тимошаева. Выступала с нашим оркестром и Надежда Андреевна Обухова.
Мы смело включали в программы оркестровые пьесы, написанные специально для трубы, альт-саксофона, экспериментировали в области, как бы сейчас сказали, симфоджаза...»
В подборе музыкального материала, создании новых произведений для Госджаза роль М. И. Блантера — главная. На первых порax его песни и танцевальная музыка составляли едва ли не половину всего, что играл этот оркестр, и определяли лицо рождавшегося коллектива. Сотрудничество композитора с Госджазом, к сожалению, оказалось не столь продолжительным — уже к концу 1938 года Блантер покинул свой пост художественного руководителя.
Другой основатель Госджаза, его дирижер Виктор Николаевич Кнушевицкий проработал с этим ансамблем до середины 1940 года. Начав занятия в Саратовской консерватории по классу скрипки, затем продолжив образование в Московской — на теоретико-композиторском факультете, Кнушевицкий в Госджазе был единственным аранжировщиком. «У него, — вспоминал Н. Г. Минх, — была за плечами фундаментальная музыкальная школа, а кроме всего — богатейшая оркестровая практика. Он ведь мог играть на многих инструментах, для него не были секретом ни тромбон, ни саксофон, ни кларнет — он все это держал в руках».
Кнушевицкому удалось собрать в Госджазе многих талантливых музыкантов. В коллективе играли Н. Бучкин, М. Воловник, В. Сафонов (трубы), Г. Городецкий, И. Ключинский (тромбоны), Н. Горохов (баритон-саксофон), В. Костылев, А. Игнатенко, М. Ланцман (альт-саксофоны), Ю. Рубанов, И. Хазановский (тенор-саксофоны), И. Бендерский, Я. Кирснер, И. Петухов, И. Робей (скрипки), И. Гладков (аккордеон), Н. Хорошанская (арфа), В. Ольхов (туба), Н. Харитонов (флейта), М. Калиновский (рояль), И. Бачеев (ударные). В группу банджистов и гитаристов, состоящую из восьми музыкантов, входили А. Кузнецов, М. Ручкин и другие.
Выступления Госджаза вызвали интерес у слушателей, развернутые рецензии в прессе. Суммируя эти отзывы, А. Баташев писал: «Оркестр сделал очень много для пропаганды советской массовой песни и легкой инструментальной музыки, находящейся под заметным влиянием джаза. По общему мнению, единственно слабым местом в оркестре была ритмика... Уделив основное внимание инструментальным краскам, оркестр в какой-то мере пренебрег свингом, важнейшей ритмоорганизующей функцией джазовой музыки, дающей ей жизнь и естественное дыхание».
Одна из первых записей Госджаза, только приступившего к работе, — слоу фокс М. Блантера «Беседка» — сделана 10 июня 1936 года. По свидетельству композитора, «Беседка» была специально написана для Ивана Семеновича Козловского. Соло на трубе — Владимир Сафонов.
Песню «Молодость» впервые записали 20 июля 1936 года. Своеобразная эстрадная подача ее была осуществлена вокальным ансамблем под управлением Ивана Ивановича Юхова, хор которого был представлен еще на дореволюционных пластинках. В 30-е годы юховский коллектив работал в Московском театре оперетты. В записи песни «Молодость» участвовала дочь Кнушевицкого — Наташа.
Последовательно привлекая в Госджаз оперных певцов, руководители коллектива пригласили для исполнения песни «Друзья» (23 июня 1938 года) солиста Музыкального театра имени В. И. Немировича-Данченко Захара Эфроса, выступавшего на эстраде также в октете «Джаз-гол» под руководством В. Канделаки.
«Русская плясовая» («Страдания»), «Украинская рапсодия» и «Еврейская рапсодия», записанные 14 февраля 1939 года,— образцы обработок народных мелодий, выполненные В. Кнушевицким. Оценивая эти произведения, А. Цфасман говорил: «Кнушевицкий сделал рапсодии очень изобретательно. Здесь в основном — красота звучания, игра тембрами. Этот мастер показал, как можно по-современному инструментовать и гармонизировать народную музыку, сохраняя ее художественную ценность».
«Наша песня» была своеобразной увертюрой в концертах Госджаза. В исполнении солистки этого ансамбля Валентины Батищевой, П. Михайлова и В. Тютюнника песня записана на пластинки 2 января 1939 года.
Фокстрот «Укротитель змей» композитора Мела Повелла, работавшего пианистом в оркестре Бенни Гудмена, инструментован В. Кнушевицким. Запись 20 апреля 1939 года.
«Далекий путь» («Вальс-бостон») Михаила Петренко — оригинальное сочинение для двух солистов: певицы и трубача. 21 мая 1939 года это произведение исполнили Вера Красовицкая и Владимир Сафонов, первая труба Госджаза. Другой замечательный солист коллектива — саксофонист Владимир Костылев сыграл для пластинки «Вальс-каприс» 1 сентября 1939 года.
Георгий Виноградов, солист Всесоюзного радиокомитета, известный в те годы как тонкий интерпретатор оперного репертуара и русского классического романса, предстал в программах Госджаза в качестве талантливого эстрадного певца. Одна из его популярных записей — «Тайга золотая» — сделана 7 октября 1939 года.
Солистка Государственного академического Большого театра Александра Тимошаева любителям эстрады известна как постоянная участница концертов Государственного джаза СССР. В «Антологию» включено в ее исполнении танго А. Ашкенази «Тихий вечер».
Наталия Ушкова спела с Госджазом несколько произведений, в том числе и старинный романс «Уголок» (16 апреля 1940 года), с которым она выступила в декабре 1939 года на Первом всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где была удостоена звания лауреата. «Уголок» — пример того, как В. Кнушевицкий бережно переносил «на джаз» романсы, не прибегая к ритмизации, сохраняя привычную для слуха гармонию.
Программа завершается одной из последних записей (1940 год), сделанных В. Кнушевицким с Госджазом СССР на Фабрике звукозаписи Всесоюзного радиокомитета, — песней А. Цфасмана
«Дождик» в исполнении А. Левина.
Глеб Скороходов

Для составления программы были использованы пластинки, хранящиеся в Государственном архиве звукозаписей, а также у винницкого коллекционера В. Марковского, которым Студия выражает благодарность.