Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В 1934 году на один из концертов коллектива Леонида Утесова пришел гастролировавший в нашей стране английский симфонический дирижер Альберт Коутс, имя которого гремело на весь мир. Коутс с интересом прослушал всю программу джазового ансамбля, по окончании концерта долго аплодировал музыкантам, а затем, когда публика разошлась, прошел за кулисы и обратился к Утесову с необычной просьбой: «Продирижируйте для меня одной из инструментальных пьес. Я видел вас из зала со спины, теперь хотел бы видеть ваше лицо!»
Коутс устроился среди оркестрантов и не сводил с Утесова глаз. «Сыграйте еще что-нибудь», — попросил англичанин, когда пьеса была исполнена. Оркестр заиграл снова, и снова Коутс внимательно следил за каждым жестом Утесова, его пластикой, манерой держаться, мимикой. Затем подошел к Леониду Осиповичу и медленно, взвешивая каждое слово, сказал: «Если бы вы знали то, что знаю я, вы были бы величайшим дирижером мира. Если бы я умел делать то, что делаете вы, величайшим дирижером был бы я!»
Талант Утесова — дирижера, певца, музыканта — помог его коллективу уже в 30-e годы занять положение ведущего. Не прекращая поисков и экспериментов, которыми была отмечена первая программа утесовского ансамбля (1929 год), оркестр каждым своим выступлением демонстрировал казавшиеся неисчерпаемые возможности джаза. Танцевальные пьесы, песенно-оркестровые фантазии, лирические песни — гражданские и любовные переложения классических романсов, мелодеклация, обработка мелодий городского фольклора — утесовцам все оказалось подвластно.
Одаренные аранжировщики оркестра — Леонид Дидерихс, Николай Минх, Густав Узинг, Михаил Воловац и другие, идя путем насыщенного джазового звучания и ритмической интенсивности, создавая изобретательные мелодические контрапункты, умело пользовались фиксированной импровизацией, раскрывая богатые способности музыкантов.
Роль оркестра в утесовском ансамбле не низводилась, как это получалось на эстраде, до простого аккомпанемента. По песенных произведениях джаз Утесова выступал наряду с певцами-солистами полноправным исполнителем. Утесов своим коллективом создал особый синтез слова и музыки, став активным пропагандистом советской песни. К этому ансамблю больше, чем к кому-либо другому, относилось замечание, высказанное в прессе в 1937 году: «Советская песня никогда не имела бы такого большого распространения и успеха, как сейчас, если бы она не исполнялась джазом».
Разнообразие репертуарных поисков джаз-оркестра под управлением Леонида Утесова нашло отражение в программе представляемой в этом выпуске «Антологии советского джаза».
Фокстрот «Увертюра» и танго «Сердце» написаны И. Дунаевским для первой советской музыкальной кинокомедии «Веселые ребята», главным действующим лицом которой был Леонид Утесов и его коллектив. Произведения эти (в инструментовке автора) впервые исполнены в 1933 году во время съемок фильма, шедших под предварительно записанные фонограммы, две из которых и воспроизводятся на пластинке.
В обработке Л. Дидерихса джаз Утесова записал 27 февраля 1934 года инструментальную пьесу «Гавайская румба», в которой аранжировщик использовал популярные в те годы танцевальные мелодии, в частности «Продавец орехов» М. Саймонса.
Л. Дидерихсу принадлежат и аранжировки исполненных 22 августа 1938 года лирических пьес «Люби меня» и «Ночью», свидетельствующих о постоянном внимании ансамбля к инструментальной музыке.
В то время в состав оркестра входили: Леонид Утесов — дирижер, пение, конферанс, Эдит Утесова — пение, Михаил Ветров — первая труба, солист, Яков Ханин, Семен Гольдберг — трубы, Илья Фрадкин — первый тромбон, солист, Валентин Ершов, Федор Сергеев — тромбоны, Орест Кандат — первый альт-саксофон, солист, Афанасий Мунтян — солист-кларнетист, альт-саксофон, Аркадий Котлярский — первый тенор-саксофон, солист, бас-кларнет, Андрей Дидерихс — тенор-саксофон, Зиновий Фрадкин — баритон-саксофон, Альберт Триллинг — первая скрипка, солист, Густав Узинг, Эммануил Ткачук — скрипки, Виктор Миронов — гитара, банджо, Юрий Капецкий — контрабас, туба, Михаил Воловац — рояль, Николай Минх — аккордеон, Николай Самошников — ударные.
Песня «Снежок» (запись произведена 16 августа 1938 года) — произведение Евгения Жарковского, появившееся на пластинках в исполнении джаза Утесова. Написанная специально для солистки оркестра Эдит Утесовой (обработка Н. Минха), эта песня открывает страницы долголетнего и плодотворного содружества композитора с утесовским коллективом. В программу диска включена и шуточная, «детская» песенка Е. Жарковского в обработке Г. Узинга «Посмотри, посмотри» (записана 5 июня 1939 года), отмеченная мягким юмором и артистизмом Э. Утесовой, пришедшей в оркестр после учебы в школе-студии при театре им. Евгения Вахтангова.
Романс «Моряки» К. Вильбоа в обработке Н. Минха, записанный на пластинку 7 сентября 1938 года, представляет ту репертуарную ветвь перенесения романсовой старины в джаз, которую постоянно культивировал Утесов. В разное время певец вместе со своим коллективом исполнил романсы «Где б ни скитался я», «Пара гнедых», «Дай мне ручку», «Снился мне сад» и др.
Политический памфлет чешских поэтов К. Восковца и П. Вериха в переводе А. Безыменского на музыку Я. Йежека «Палач и шут» Утесов впервые исполнил в песенно-концертной программе 1936 года. «Я исполнял его как речитатив с декламацией под гротесково-иронический аккомпанемент джаза — оркестровку делал наш пианист Н. Минх. Что-то в этом произведении было от «Блохи» Мусоргского, — вспоминал впоследствии певец. — Этот памфлет был направлен против Гитлера и имел тогда политическое звучание. Особенной популярностью он пользовался в годы войны». На пластинку «Палач и шут» был записан 17 августа 1937 года.
«Весенняя» Николая Чемберджи в обработке Н. Минха на стихи Евгения Долматовского входила во вторую программу утесовского джаза «Песни моей Родины». Записана она Эдит Утесовой в 1938 году для экспериментальных небьющихся пластинок, изготовлявшихся из ацетилцеллюлозы.
Популярный фокстрот М. Блантера на стихи В. Лебедева-Кумача «Утро и вечер» — один из лучших образцов лирического дуэта Леонида и Эдит Утесовых — неоднократно записывался на пластинки. В «Антологии» воспроизводится пробный вариант, напетый певцами в студии Фабрики звукозаписи, созданной при Всесоюзном радиокомитете, которая в 1939 году приступила к собственному грампроизводству.
Танго В. Сидорова «Тайна» (аранжировка М. Воловаца) исполнялось Утесовым в джаз-водевиле «Много шума из тишины» А. Д'Актиля, Н. Эрдмана и М. Вольпина. Действие водевиля происходило на курорте, в санатории для сердечников «Спасибо, сердце!», и все песни, исполняемые в спектакле, носили «сердечную» направленность. «Тайна» была записана вскоре после премьеры водевиля в 1939 году.
В том же году утесовский джаз принял участие в первой попытке создания киноконцерта, предпринятой на студии «Ленфильм» режиссером Семеном Тимошенко. «Концерт на экране» (выпуск 1940 года) запечатлел на пленке искусство выдающихся мастеров оперы, балета, театра, эстрады. Среди нескольких произведений, исполненных в фильме джазом Утесова, был и завоевавший к тому времени любовь слушателей «Пароход», не раз записанный на пластинки. В «Антологии» представлен «киновариант» этой песни.
Одна из лучших песен утесовского репертуара 30-х годов «Два друга» и популярное «Раскинулось море широко», впервые спетое Утесовым с оркестром в джаз-спектакле «Два корабля», были записаны в 1939 году на тонфильм Фабрикой звукозаписи Всесоюзного радиокомитета (обработки Н. Минха). «Два друга» писались по трансляции из Колонного зала Дома Союзов, «Раскинулось море» — в студии ФЗЗ. И та и другая записи дают возможность услышать полные варианты этих песен, издававшихся на обычных пластинках из-за регламента звучания в «укороченном» виде.
Глеб Скороходов

Для составления программы были использованы пластинки, матрицы и магнитозаписи, хранящиеся в Государственном архиве звукозаписей, Государственном доме радиовещания и звукозаписи, у вдовы Л. Утесова — А. Ревельс, а также у коллекционера В. Марковского из Винницы, которым Студия выражает благодарность.