Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Английский органист Джеймс Далтон родился в 1930 году. Получил разностороннее музыкальное образованиие сначала в Королевском музыкальном колледже в Лондоне, затем в музыкальном колледже в Оксфорде и Оберлинском колледже в США. В 1956—1957 годах Далтон служил органистом в Коннектикуте, а в 1957-1959 в Оксфорде. Совмещая исполнительскую деятельность с преподавательской, Дж. Далтоп не только ведет класс органа, но и читает (с 1957 г.) лекции по теории и истории музыки в колледже Эглесфильдского музыкального общества. Впоследствии он становится директором этого колледжа.
Творческие симпатии Далтона обращены к музыке XVI-XVIII веков, при исполнении которой раскрываются лучшие стороны его дарования. За внешней простотой и строгостью его исполнения чуткий слушатель заметпт глубокое понимание и живое ощущение образного строя старинной музыки. Дж. Далтону удается достичь того сложного синтеза сдержанности и эмоциональности, благодаря которому произведения старинной музыки звучат у него стилистически строго и выдержанно и в то же время насыщаются живым содержанием.
Дж. Далтоп гастролировал в Голландии, США. Данин. Повсюду публика и пресса давали высокую опенку мастерству органиста. Советские слушатели имели возможность.познакомиться с Далтоиом в конце 1968 года, когда он coeeршал свою гастрольную поездку по СССР. Данпая запись была сделана во время этих гастролей в Риге, на opraне Домского собора.
Домский собор, построенный в XIII веке, — одна из достопримечательностей старой Риги,— был превращен в 1962 году в музей и концертный зал. Орган Домского собора установлен в 1883—1884 годах фирмой "Е. Ф. Валькер" из Вюртемберга. Орган имеет 127 регистров, 4 мануала и педальную клавиатуру. В свое время этот орган считался крупнейшим в мире. И хотя сейчас появилось немало органов, больших по размерам, чем Домский, он остается одним из лучших по красоте звучания. Особенно хороши разнообразные мягкие язычковые регистры этого романтического инструмепта. Однако Дж. Далтон, исходя из стплпетпческих предпосылок исполняемых произведений, региструет стариннуго музыку так, как если бы играл на органе баховской эпохи — крупно, строго, отказываясь от многообразия красок, редко включая язычки. Исключение составляет лишь сочинение современного композитора П. Крандена-Уайта, стиль которого дает повод Далтону раскрыть богатейшие красочные возможности органа.
Уильям Блайтмеи (1540—1591) — один из основоположников английской композиторской и органной школы. В течение долгого времени Блайтмен служил органистом Chapoll-Royal (Королевской капеллы), где его помощником был известный английский композитор Дж. Булл.
Джон Булл (1563—1628)—английский органпст. верджиналист и композитор, ученик Блайтмена и его непосредственный преемник. Дж. Булл так много сделал для развития клавишных инструментов, что его называют "Листом своего времени". Последние годы жизни Дж. Булл провел в Антверпене, куда переехал в 1613 году. Здесь он вступил в тесный творческий контакт с крупнейшим представителем нидерландской композиторской и органнной школы Яном Свеелинком. В одном из своих сочинений Свеелинк использовал канон Булла, в свою очередь Булл сочинил фантазию на тему Свеелинка.
Генри Пёрселл (ок. 1659—1695) — крупнейший композитор Англии, своим творчеством подведгапй итог значительному :>тапу развития английской музыки. С именем Пёрсел-ла связывают создание национальной оперы (самая известная лз его опер — «Дидона и Эней»), Хоровые церковные композиции Пёрселла оказали влияние на Генделя, который внимательно изучал творчество великого английского композитора. Как органист Пёрселл служил сначала в Вест-мппстерском аббатстве, а затем в Chapell-Royal. До нас дошел целый ряд пьес, написанных композитором для органа.
П. Кранден-Уайт (р. 1937) — единственный представитель натпей апохи среди композиторов, чьи произведения записаны на этой пластинке. «Тема п варпаппп» ля минор написаны им в 1962 году. Тема интересна по своему гармоническому языку, а среди варпаппп выделяются 3-я — ритмически острая, с весьма ощутимым влпянпем джаза и 2-я —таппственно звучащий хорал, пополпяемый органи-стом па мягких язычковых регистрах.
Больптинство своих оргаппых сочинений Бах создал в 1708—1717 годах в Веймаре, где служил органистом и придворным музыкантом герпога Веймарского. В своем органном творчестве Бах обобщил опыт целой плеяды выдаю-гапхея ттемепких мастеров оргапиого искусства: Рейнкепа, Пахелъбеля, Бёма, Букстехуде. С Георгом Бёмом (учеппком Рейнкена) и Букстехуде Баху пришлось лпчпо общаться п в живом звучании воспринять своеобразно их манеры. Пожалуй, пеобычный для своего времепн по размаху, драматизму «фресковый» стиль Букстехуде оказал папболее сильное воздействие на Баха. Вместе с тем ему был близок и строгий чистый стиль Пахелъбеля (учителя старшего брата Баха — Иоганна Хрпстофа).
В последние годы жизни (1723—1750), в Лейпппге. где Бах был кантором школы св. Фомы, он вновь обращается к сво им старым сочинениям для органа, мпогпе из которых заново редактирует (в частности Прелтодпю п фугу ля минор). Здесь же он создает свои последние грандиозные органные композиции — Прелюдии и фуги мп мппор, си ми-вор, ми бемоль мажор.
Фантазия и фуга до мппор (В. 537) отпоетттся к веймарскому периоду творчества Баха, Фантазия соль мажор (В. 572) написана несколько ранее в Арнпттадте.
Несмотря на то, что жанр фаптазпп допускает значительную импровизапионную свободу пеполнеппя, трактовка Дж. Далтона отличается ритмической строгостью, сдержанностью манеры. Регистровку органист стремится дать крупным планом, избегая частых смен красок. Весьма показательно в атом отпоптепнп начало Фаптазпп Соль мажор: органпсты нередко используют здесь прием «пхо», переклички мануалов: Дж. Далтон предпочптает все исполнять па одном мануале.
Помлмо нпклов органных прелюдий, Фантазий и токкат с фугами, Бах оставил немало обработок' протестантских хоральных напевов — хоральных прелюдии. В таких ппелто-диях мелодия хорала нередко проходит в виде canttis firmns (неизмеппого голоса), который оплетается различными под голоскамп. Хоральная прелюдия солк мппор относится к обработкам другого типа: здесь мелодия хорала предстает пзмепеппой, как бы «растворенной» в выразительных коло ратурах речитативного характера. Дж. Далтон и в зтой хо ральпой прелюдии остается верен своей манере исполнения. Оп подчеркивает не импровизационно-речитативный склад прелюдии, а ее певучесть, мерное, спокойное течение мелодий.
Т. Баранова