«Поющий батальон». Это название - Дважды Краснознамённый имени А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии получил в 1937 году во время выступлений на Международной выставке техники и искусства в Париже. Концерты ансамбля стали подлинной сенсацией. «С чем сравнить такой хор? – писали французские газеты. – Как не быть захваченным гибкостью и тонкостью нюансов, чистотой звука и в то же время сыгранностью, которая превращает всех этих певцов в единый инструмент, и при том – какой! Этот ансамбль покорил Париж!» Инструментальное жюри единодушно присудило высшую награду выставки – Гран при.
С тех пор прошли десятилетия. Слава Краснознамённого ансамбля облетела весь мир. Его концерты с огромным успехом более чем в двадцати странах.
Сейчас, наверное, трудно себе представить, что путь этого крупнейшего коллектива начинался всего с двенадцати человек: вокального октета, двух танцоров, чтеца и баяниста. Именно такой состав вывел впервые на сцену Центрального Дома Красной Армии 12 октября 1928 года создатель и первый художественный руководитель Краснознамённого ансамбля, профессор Московской консерватории, народный артист СССР Александр Васильевич Александров, замечательный советский композитор, дирижёр, автор Гимна Советского Союза, «Священной войны» и «Поэмы об Украине».
Александр Васильевич родился и вырос в одном из самых песенных краёв России – на Рязанщине. В 20-е годы он увлекался обработками русских народных песен и одним из первых в стране обратил внимание на то, какое богатство фольклорных образцов рождено было за годы гражданской войны в армейской среде. Именно эти новые красноармейские песни и легли в основу первых программ созданного им ансамбля.
30-е годы стали эпохой бурного развития советской массовой песни. Вскоре вокруг нового творческого коллектива возникает прочный круг авторов, и среди них – Дм. и Дан. Покрассы, М. Блантер, К. Листов, А. Новиков и многие другие композиторы, произведения которых начинают широко звучать в исполнении Краснознамённого ансамбля, ставшего подлинной лабораторией советской военно-патриотической песни.
Растёт ансамбль, растёт и его популярность. Репертуар коллектива пополняется новыми произведениями: в его концертах начинают звучать классические хоры. Не оставляя своего увлечения фольклором, А. В. Александров создаёт для ансамбля новые блестящие обработки народных песен.
В 1937 году заместителем Александра Васильевича в руководстве ансамблем становится его сын – Борис Александрович Александров, в то время уже известный композитор, один из основателей жанра советской музыкальной комедии. Оперетта Б. Александрова «Свадьба в Малиновке», с успехом поставленная во многих театрах страны, принесла автору заслуженную славу.
После смерти А. В. Александрова в 1946 году художественным руководителем ансамбля становится Борис Александров. Принять коллектив, уже обретший мировую известность, творчески сформировавшийся, богатый традициями, было делом не простым. Борис Александров не только сохранил всё лучшее, что было заложено Александром Васильевичем Александровым, но и сумел повести ансамбль дальше по пути совершенствования. В программах Краснознамённого ансамбля зазвучали произведения крупной формы. Специально для своего коллектива Б. Александров создаёт оратории «Солдат Октября защищает мир», «Дело Ленина бессмертно», кантату «Тебе присягаем, Отчизна», внесшие не малый вклад в развитие советского хорового искусства.
Выросло и мастерство солистов. Имена народных артистов СССР Евгения Беляева и Алексея Сергеева, народных артистов РСФСР Ивана Букреева и Вадима Русланова с уважением и любовью произносят ценители вокального искусства. А рядом – молодые, но уже пользующиеся заслуженным успехом певцы: лауреаты Международного фестиваля военной песни Эдуард Лабковский и Василий Штефуца, заслуженный артист УССР Валентин Анисимов, артисты Игорь Волков, Анатолий Мищенко, Станислав Фролов.
… На рабочем столе художественного руководителя ансамбля – народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии Бориса Александрова – большая карта страны. Обычная политико-административная, какую часто можно увидеть в школьном классе. Но эта, испещрённая карандашными пометками, стрелками, флажками, кружочками, пожалуй, больше походит на карту военачальника, планирующего стратегическую операцию. Впрочем, так оно и есть: Борис Александров вместе со своим «штабом» - художественным советом – разрабатывает план гастролей будущего сезона.
А гастрольных поездок не мало. Ежегодно общая цифра дней, проведённых артистами в командировках, достигает ста восьмидесяти. Велика наша страна, и не счесть в ней поклонников этого уникального творческого коллектива.
«Краснознамённый ансамбль начал свою широкую концертную деятельность с первых лет своего существования, - рассказывает Борис Александрович, - его гастроли проходили не только в концертных залах. В 1929 году во время вооружённого конфликта на КВЖД молодой коллектив выступал перед бойцами на передней линии, нередко под огнём артиллерии. Пути артистов прошли через сопку Заозёрную, что у озера Хасан. С первых же дней Великой Отечественной войны фронтовые группы ансамбля находились в действующей армии. Полторы тысячи концертов дал ансамбль в эти трудные для Родины годы, при чём в основном эти выступления проходили на передовой.
И сегодня поездки в войска, концерты непосредственно в воинских частях и соединениях – наша самая почётная обязанность. Сквозь леса и степи, пески и горные цепи, в пургу и шторм пробиваются автобусы, вездеходы до самых дальних гарнизонов, туда, где ждут нас подводники и десантники, танкисты и пограничники. Выступления перед бойцами Советской Армии – постоянный источник вдохновения для каждого из нас…»
О Краснознамённом ансамбле говорят, что он создаёт исполнительский эталон песни. Ежегодно коллектив даёт путёвку в жизнь десяткам новых произведений. Многие из них остаются в сердцах людей на долгие годы. Их подхватывают солисты, ансамбля, хоры, а главное – их подхватывает народ.
С некоторыми из произведений, завоевавших широкую популярность у слушателей и прочно вошедших в репертуар Краснознамённого ансамбля, и знакомит любителей музыки эта пластика.
Э. МИХАЙЛОВ