Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
На этой пластинке воспроизводятся фрагменты оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» в исполнении солистов Мариинского театра в Петербурге, записанные в мае 1907 года. Недавно установлено, что эти фонограммы следует считать первой попыткой записи оперы в России. Инициаторами были сами исполнители — М. Б. Черкасская, Н. И. Панина и А. М. Давыдов. Эти артисты использовали для записи «Пиковой дамы» свои индивидуальные контракты с компанией. Ни компания «Граммофон», ни театр не были инициаторами, так как в этом случае работа была бы доведена до конца.
Несмотря на то, что удалось записать лишь фрагменты партитуры, этот труд следует признать этапным в истории грампластинки. Впервые пытались реализовать запись оперы единым составом исполнителей. Удалось записать не менее 20 дисков форматом 25 см — «гранд» (почти час звучания — треть оперы за три-четыре сеанса). Кроме реставрированных и помещенных на этой пластинке фонограмм существовали еще по меньшей мере три, но они до сих пор не обнаружены. Это ария Елецкого в исполнении баритона Антона Ермакова (артист оперной труппы Петербургского Народного дома, супруг Н. И. Паниной)— пластинка 3-22573 (4984L), вступление к опере и хор игроков из седьмой картины — пластинки 2-20531 и 2-24672. Работа была прервана из-за отъезда тонмейстера Макса Хампе из Петербурга. Осенью того же 1907 года в Милане компания «Граммофон» впервые записала оперу полностью одним составом. Это «Паяцы» Р. Леонкавалло с участием знаменитого тенора Антонио Паоли и коллектива театра «Ла Скала» под управлением Карло Сабайно. А пластинки с записью фрагментов «Пиковой дамы» были выпущены в свет и продавались «в розницу» как отдельные арии, ансамбли и т. п.
Марианна Борисовна Черкасская родилась в Петербурге 13 февраля 1875 года. Окончила Смольный институт, затем обучалась в Петербургской консерватории по классу сольного пения у К. Ферни-Джиральдони и в оперном классе у О. О. Палечека. Впервые выступила на сцене летом 1898 года в Гунгербурге (Усть-Нарва) в партии Татьяны в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского. В апреле 1900 года дебютировала в Мариинском театре в той же роли. Черкасская быстро выдвинулась в число лидеров труппы, располагавшей тогда артистами высокого международного уровня. Выдающаяся исполнительница партий драматического и лирического сопрано, Черкасская проявила свое дарование в разнообразном репертуаре. Она была одной из центральных фигур среди участников постановок опер Вагнера. В числе образов вагнеровских героинь, созданных Черкасской,— Зиглинда в «Валькирии» и Брунгильда в трех операх цикла «Кольцо нибелунга», Ортруда в «Лоэнгрине», Венера и Елизавета в «Тангейзере», Сента в «Летучем голландце», Изольда в «Тристане и Изольде». В 1909 году одна из вагнеровских партий — Брунгильда в «Валькирии» — принесла Черкасской триумфальный успех в миланском театре «Ла Скала». В репертуаре певицы были и такие роли, как Донна Эльвира в моцар-товском «Дон Жуане», Валентина в «Гугенотах». Среди ее ролей в русском репертуаре следует выделить Гориславу в «Руслане и Людмиле» М. И. Глинки, Марину Мнишек в «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского и особенно Февронию в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова. На премьере в этой роли выступила другая знаменитость Мариинского театра — Мария Кузнецова-Бенуа, но образ героини оказался ей чуждым, и только когда в последующих спектаклях Февронию исполнила Черкасская, по всеобщему признанию, эта сложнейшая партия нашла достойного исполнителя. Особое место в творчестве певицы занимали оперы П. И. Чайковского. Она была одной из лучших исполнительниц партии Татьяны в «Евгении Онегине»,
а в партии Лизы в «Пиковой даме», перешедшей к ней от первой исполнительницы Медеи Фигнер, Черкасская не знала соперниц. Особенным успехом пользовались спектакли «Пиковой дамы», когда Черкасская выступала вместе с Александром Давыдовым, наследником Николая Фигнера в роли Германа.
Партию Лизы Черкасская исполняла в своем последнем спектакле в Мариинском театре (15 марта 1918 года) и когда прощалась с оперной сценой в Риге в 1929 году. После в ее репертуаре не 6ыло ничего нового, кроме партии Кармен в опере Ж. Бизе, исполненной в 1927 году в Рижской опере под управлением Эмиля Купера. Черкасская нередко принимала участие в исполнении монументальных ораториальных произведений. Среди подобных концертов следует отметить «Реквием» Дж. Верди, исполненный 17 января 1915 года в Мариинском театре под управлением Альберта Коутса. В числе солистов были Черкасская и Ершов. До конца жизни певица не прекращала концертной деятельности, совмещая ее с педагогической работой. Скончалась Черкасская в Риге в 1934 году.
Черкасская была в числе пионеров грамзаписи в России. Еще в апреле 1899 года в Петербурге певица принимала участие в записи первой серии pусских грампластинок.
Александр Михайлович Давыдов (настоящая фамилия — Левенсон) был одним из популярнейших теноров русской оперы в первые десятилетия XX века. Он родился 25 марта 1872 года в местечке Кобеляки Полтавской губернии в семье писаря. После окончания ремесленного училища и начальной школы Давыдов был учеником фотографа, пел в хоре в Севастополе, пытался поступить в консерваторию в Одессе, но безуспешно. Ему довелось работать грузчиком в порту, статистом в Одесской опере. Наконец Давыдову удалось устроиться хористом в оперу в Киеве, которой тогда руководил известный артист и педагог И. Г. Прянишников. В Киевской опере ему доверили несколько второстепенных партий. В 1890 году Давыдову посчастливилось участвовать в первой постановке «Пиковой дамы» на киевской сцене. Он исполнял роль Чекалинского и удостоился похвалы автора оперы. П. И. Чайковским предсказал юноше будущее большого артиста. В том же году Давыдов начинает занятия вокалом у знаменитого педагога К. Эверарди, одновременно продолжая работать компримарием в различных антрепризах. В 1893 году молодой артист получает возможность ненадолго поехать в Италию, посвящает это время занятиям с итальянскими педагогами. В Петербурге Давыдов впервые выступил в 1898 году в театре сада «Аркадия». Давыдов прмвлся к себе внимание дирекции
Мариинского театра и получил возможность проявить себя в пробных дебютных спектаклях. 28 апреля 1899 года он впервые появился на сцене «Мариинки» в роли Германа. Второй дебют был в партии Фауста в «Мефистофеле» А. Бойто. Давыдова приняли в труппу театра, с которым была связана вся его дальнейшая сценическая деятельность. Когда партия Германа еще исполнялась Николаем Фигнером, Давыдова признали единственным, кто может без ущерба заменить в этой роли ее первого исполнителя.
Оперную сцену Давыдов был вынужден оставить преждевременно из-за прогрессирующей глухоты (1914 год), но еще долгое время выступал в концертах. В театре Давыдов исполнял огромный репертуар. Ему был подвластен весь диапа зон теноровых партий, от сугубо лирических (Ленский в «Евгении Онегине») до сферы влияния «героических» голосов (Зигмунд в вагнеровской «Валькирии»). Этому способствовала и вокальная природа артиста, обладавшего
«меццо-характерным» тенором, и надежная вокальная школа. С 1924 года Давыдов жил в Париже, некоторое время был режиссером Русской оперы. В 1935 году вернулся в СССР. Он — один из первых деятелей советского музыкального театра, удостоенных звания «Заслуженный артист РСФСР». Скончался А. М. Давыдов в Москве 28 июня 1944 года.
А. М. Давыдов был не только знаменитым оперным певцом, но и превосходным исполнителем русского классического и, в особенности, так называемого «цыганского» романса. Его популярность в этом репертуаре, благодаря концертам и, в первую очередь, многочисленным грампластинкам, была огромной.
В отличие от Черкасской, Давыдова и Касторского исполнительница всех меццо-сопрановых партий в записи «Пиковой дамы» Нина Панина (Антонина Ивановна Панафутина) не принадлежала к группе ведущих артистов Мариинского театра. Она родилась в Пензе в 1875 году. По окончании гимназии поступила в Петербургскую консерваторию (1893 год), в класс Н. А. Ирецкой. В 1900 году без дебюта была принята в труппу Мариинского театра.
Пользовалась известностью как замечательная характерная актриса. Панина была незаменимой исполнительницей таких ролей, как Няня в «Евгении Онегине», Марта в «Фаусте» Ш. Гуно, Гувернантка в «Пиковой даме» (в этой опере она исполняла также партию Полины). Удачны были созданные Паниной роли травести (Лель в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова). В Мариинском театре Панина работала до 1919 года. В 1920 — 1923 годах выступала в Тифлисском оперном театре, где пользовалась успехом в партии Амнерис в «Аиде» Дж. Верди. Последние выступления артистки состоялись в Баку в партии Графини в «Пиковой даме». Затем она посвятила себя педагогической работе. Сначала работала в Баку, а с 1937 года — в Минске, где скончалась в 1942 году.
Владимир Иванович Касторский был ведущим басом Мариинского театра и театра имени С. М. Кирова на протяжении сорока лет. Он родился 2 марта 1870 года в селе Большие Соли Костромской губернии в семье бедного священника, должен был унаследовать профессию отца, но избрал иной жизненный путь.
В 1893 году поступил в Петербургскую консерваторию в класс профессора С. И. Габеля, но через год был исключен. Пел в частных антрепризах в провинции. Благодаря встрече с богатым и талантливым вокаистом-любителем Н. М. Красильщиковым и занятиям с ним, Касторский значительно усовершенствовался в искусстве пения. В 1898 году был принят в труппу Мариинского театра, где исполнил множество партий в зарубежном репертуаре (от опер В. А. Моцарта до Р. Вагнера) и в русских операх. Выступал в спектаклях под управлением знаменитых дирижеров Ф. Моттля и А. Никиша, гастролировавших в Петербурге. Касторский был вдохновенным и глубоким интерпретатором русского классического романса, как камерный исполнитель прославился и за пределами России,
гастролируя в составе Петербургского вокального квартета. Вместе с М. Б. Черкасской и другими артистами участвовал в первых «Русских сезонах» С. П. Дягилева в Париже. В 1920-х годах гастролировал в Риге, Праге, Берлине. На оперную сцену в последний раз вышел в 1940 году в Москве во время декады мастеров искусств Ленинграда. Выступал с концертами и в послевоенные годы. Скончался Касторский в Ленинграде 2 июля 1948 года.
В 1904 году компания «Граммофон» создала в своих крупных отделениях оркестры, основной задачей которых, помимо записи оркестровых миниатюр, была функция аккомпаниатора при записи оперных арий и ансамблей. В Петербурге оркестр набирался в основном из числа студентов консерватории, для которых не составляло труда записывать пьесы и аккомпанементы любой сложности практически без репетиций. О высоких профессиональных качествах оркестрантов свидетельствуют результаты записи. Все фонограммы «Пиковой дамы» выполнены «с первого раза», ни одну не пришлось переписывать {впрочем, это является заслугой и солистов). Руководство оркестрами компании осуществлялось в основном постоянными «главными» дирижерами. В Милане это был Карло Сабайно, в Англии — Лэндон Роналд, в Германии — Бруно Зайдлер-Винклер. В Петербурге первым шефом оркестра компании «Граммофон» был видный музыкант Иван Петрович Аркадьев.
И. П. Аркадьев родился в Петербурге 7 января 1872 года. В 1893 году окончил Петербургскую консерваторию, где занимался по классу скрипки у Леопольда Ауэра, а по теории и композиции у А. Лядова. С 1896 года работал дирижером в театре Кононова в Петербурге.В 1910 году Аркадьев был приглашен на пост музыкального руководителя оперной труппы Петербургского Народного дома, возглавляемой Николаем Фигнером. Одновременно был шефом оркестра компании «Граммофон» (до 1912 года, когда перешел в Русское Акционерное Общество Граммофонов). В 1920—1923 годах Аркадьев был профессором и ректором Одесской консерватории и работал в Одесской опере. Затем вернулся в Петроград. Много сил отдавал композиции (некоторое время исполнялась его увертюра «Петр Великий»), но успеха как композитор не добился. Как оперный дирижер он сыграл заметную роль в культурной жизни блокадного Ленинграда: в 1942 — 1943 годах возглавлял спектакли театра, организованного известным артистом И. А. Нечаевым. Скончался И. П. Аркадьев в Ленинграде 30 декабря 1946 года.
Роль И. П. Аркадьева в грамзаписи трудно переоценить. С оркестром под его управлением записывались десятки артистов русской оперы в период с 1904-го по 1915 год. В их числе Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Д. А. Смирнов, А. М. Давыдов, Е. П. Збруева. Значительная часть фонда русской музыкальной грамзаписи создана при его непосредственном участии и под его руководством.
.