Про веселого, озорного Дениску Кораблева, наверняка, знают все ребята да и многие взрослые. «Денискины рассказы» известного детского писателя Виктора Драгунского давно радуют своих зрителей с экранов кино и телевизоров, звучат по радио и с эстрады. А уж издавались они столько раз, что еще ваши папы и мамы читали и слушали эти забавные, порой смешные, а иногда и грустные рассказы про житье-бытье обыкновенного мальчишки, с которым на каждом шагу происходят небывалые приключения.
Вот и сейчас вы услышите такие истории: на пластинке записаны рассказы Драгунского «Девочка на шаре» и «Заколдованная буква». Их читает артистка Маргарита Корабельникова — не только первая исполнительница этих историй на радио, но и в некотором роде. .. мама Дениски Кораблева. Вы обратили внимание на сходство фамилий мальчишки, придуманного писателем, и актрисы, которая в нашем воображении и есть Дениска?
Дело в том, что много лет тому назад, когда Виктор Драгунский принес в детскую редакцию радио свои первые рассказы про Дениску, он был, что называется, начинающим писателем. А молоденькая выпускница театрального вуза Маргарита Корабельникова, которая, по единодушному мнению своих товарищей по работе, обязательно должна была сыграть роль героя его рассказов, была тогда тоже начинающей. К тому же Дениска еще не имел фамилии—он был просто Дениской... Так Маргарита Корабельникова стала его радиомамой! Те из «вас, кто часто слушает радио, всегда узнают маленького героя рассказов Драгунского — у него звонкий, нежный голос, а характер именно такой, о котором могли бы мечтать многие мальчишки и даже девчонки: Дениске все на свете интересно, за друга он готов стоять горой, да и себя не даст в обиду. Так вот и живет многие годы, оставаясь все таким же задиристым и обидчивым, насмешливым и невероятно активным, придуманный писателем мальчик, носящий фамилию, .очень похожую на фамилию актрисы, в честь которой Виктор Драгунский назвал своего любимого героя.
И сколько еще мальчишек и девчонок, зверушек, сказочных персонажей, молоденьких девушек и даже глубоких старушек говорят голосом этой актрисы на радио, во взрослом и детском кино — за кадром, в мультипликационных фильмах! Главное отличительное их качество — то, что все они маленькие. Даже старушки. Корабельникова из тех актрис, для которых не существует возрастных «рамок и барьеров». Она играет голосом. Ее голос—единственный в своем роде, то, что принято среди взрослых называть «уникумом». А стало быть, и талант этой удивительной актрисы, которой доступны герои <± героини «от двух до семидесяти пятг«»,— тоже уникален. Эти трудные иностранные слова просто-напросто означают, что Корабельникову не спутаешь ни с кем другим.
А ведь на радио были и есть актрисы— и актрисы знаменитые — того же примерно «амплуа», то есть играющие маленьких. Достаточно назвать имена Валентины Сперантовой, Зинаиды Бо-каревой, Ирины Потоцкой... А герои Марии Ивановны Бабановой! Или Рины Зеленой! И даже среди таких имен имя Маргариты Корабельниковой не потерялось, а, напротив, сохранило свою неповторимость, свою «особость», единственность.
Товарищи по работе шутят: «Если бы нашелся двухмесячный малыш, который бы уже умел говорить и сниматься в кино, его «роль» отдали бы озвучивать Корабельниковой!» А ведь так оно и есть. Голос Маргариты Корабельниковой звучит за кадром в очень многих кинокартинах, причем иногда она говорит за двоих-троих героев и героинь. Те из вас, кто видел мультипликационный фильм «Малыш и Карлсон», наверняка, запомнили немножко стеснительного, трогательного Малыша. Его звучащий образ создан актрисой. А в популярном детском киножурнале «Ералаш» Маргарита Корабельникова то и дело говорит за маленьких героев коротеньких, смешных рассказиков и сценок.
Но мы сейчас говорим о радио. Ведь на пластинке записаны именно радиоработы Маргариты Корабельниковои: тут и рассказы, и песенки, и небольшие отрывки из радиоспектаклей. А сколько еще интересного осталось, говоря языком кино, «за кадром»! Потому что даже самая большая пластинка не может вместить всего сыгранного за двадцать пять лет, что Корабельникова работает в редакции детского радиовещания.
И среди этих интересных, забавных, серьезных, умных, добрых, грустных или безудержно смешных ролей есть малыш Нильс из «Путешествия Нильса с дикими гусями» (в этой же радиопостановке актрисой сыграны еще несколько ролей — всяческих зверушек и птиц). Есть там и прелестная, нежная Дюймовочка, работая над ролью которой, Корабельникова сумела быть и по-настоящему сказочной, и по-настоящему живой маленькой девочкой с чистым и добрым сердцем. И Петя из «Сказки о потерянном времени», и Красная Шапочка, и Алеша Почемучка, и озорной Нулик, и печальный маленький Поль из «Домби и сана», и даже.. . Ниф-Ниф — самый'малю-сенький из трех поросят.
Сосчитать все корабельниковские радио- и кинороли — дело невозможное. Их не просто десятки. Их сотни. И к каждой из своих бесчисленных, очень ей дорогих ролей актриса подолгу готовится. Не пытаясь просто подражать тому, как говорят малыши, а стараясь понять каждый из возрастов, характеров, национальностей. И, наконец, обязательно принимая во внимание, как написан тот или иной образ у автора, что автор требует от исполнителя. Ведь, скажем, маленький Джоэль, которому рассказывают «Сказки дядюшки Римуса», ничего общего не имеет с Дюймовочкой, с Нильсом или с героями гайдаровских рассказов!
А начиналось все с самого раннего детства. Восьмилетняя девочка, да к тому же еще и росточком «от горшка два вершка», впервые оказавшись в детском летнем лагере, заговорила вдруг голосом трех-четырехлетней малышки. Тогда все увлекались артисткой Риной Зеленой, замечательно «работавшей» под малышей. Так призвание Маргариты Корабельниковои, впервые проявившееся в подражании знаменитой актрисе, год от года все больше и больше определяясь, привело ее в театральный вуз, а затем в кино и на радио.
«Самый главный человек» на детском радиовещании, народный артист РСФСР Николай Владимирович Литвинов, знающий Маргариту Корабельникову с первого дня ее прихода на радио и часто работающий с этой актрисой как режиссер, говорит: «Корабельникова играет своих младенцев с такой легкостью, что кажется, будто бы она все про них знает, и иначе просто не может быть. А между тем сыграть «маленького» в чем- -л то даже и труднее, чем «большого». Надо уметь в себе самом найти ту удивительную чистоту души и серьезность во всем, даже в шалостях, которые, что греха таить, мы, взрослые, иной раз даже и вспомнить не в состоянии. А она помнит! Это удел очень немногих актрис: на всю жизнь сохранить детскую ненарочитость, легкость в перемене настроений, умение понимать других, как будто другой — ты сам. Она умеет. Отсюда и все остальное. Корабельникова никогда не «вымучивает» наивность, простодушие, озорство или глубокое, неутешное, как бывает только в раннем детстве, горе своих маленьких героев. Поэтому она очаровательная Дюймовочка. Поэтому ей веришь даже тогда, когда она играет детсадовского малыша, малюсенького поросенка Ниф-Нифа и Красную Шапочку, какую-нибудь из своих прелестных зверушек — или передает большие, серьезные, глубокие чувства, как, скажем, в великолепном чтении-игре рассказа Драгунского «Девочка на шаре». Достоверность, правдивость — само собой разумеющееся качество ее редкого, по-своему единственного таланта».
М. Бабаева