Известно, что царь Иван Грозный (1530-1584) смолоду любил церковное хоровое пение. Он имел свою певческую капеллу и сам пел на богослужениях в храмах Александровой слободы. В слободе заведена была целая музыкальная школа, во главе которой стоял знаменитый распевщик (композитор) Федор Крестьянин (Христианин). Царь не только любил хоровое пение, но и писал церковную музыку. В собрании Троице-Сергиевой Лавры хранится рукописная «Книга Глаголемая Стихирарь месячный, иже есть Око дьячье», содержащая две стихиры Ивана Грозного. Стихира № 1 посвящена московскому митрополиту Петру, который занимает исключительное место в истории Москвы XIV века как центра собирания раздробленной Руси.
В соответствии с канонами древнерусской музыки стихира унисонна, одноголосна, поют только мужские голоса. Строгая и суровая, стихира Ивана Грозного вместе с тем подлинно монументальна, звучит торжественно, словно поступь праздничного крестного хода.
* * *
Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии Родион Щедрин (р. 1932) – воспитанник Московской консерватории, которую он окончил в 1955 году по классу композиции Юрия Шапорина и по классу фортепиано Якова Флиера. Сочинения разных жанров, созданные за три с лишним десятилетия, принесли ему широкую мировую известность. Композитор избран членом-корреспондентом Баварской академии искусств (ФРГ), Академии искусств ГДР, почетным членом Международного музыкального совета, Американского Листовского и Бетховенского обществ.
«Стихира на тысячелетие Крещения Руси» для симфонического оркестра написана в конце 1987 года и впервые исполнена в марте 1988 года в Kennedy Center в Вашингтоне Национальным симфоническим оркестром под управлением Мстислава Ростроповича, которому сочинение посвящено. Премьера в СССР состоялась в ноябре того же года в Москве на X фестивале советской музыки «Московская осень» под управлением Геннадия Рождественского. В основу сочинения композитор положил вольный собственный «пересказ» стихиры на праздник Владимирской иконы Богоматери путевого распева приписываемой Ивану Грозному.