Сторона 1
1. ВСЕ СБУДЕТСЯ (Э. Зарицкий — В. Верба) — 4.22
2. ЭХО В НОЧИ (Э. Зарицкий — Л. Рубальская) — 3.52
3. ЛИСТОК КАЛЕНДАРЯ (Э. Зарицкий — Н. Шкор) — 4.08
4. ЗРЯ ГОВОРЯТ (Э. Зарицкий — Л. Рубальская) — 3.38
5. КОЛОДЕЦ (В. Добрынин — С. Осиашвили) — 3.52
Сторона 2
6. И ПОКА НА ЗЕМЛЕ СУЩЕСТВУЕТ ЛЮБОВЬ (И. Лученок — Р. Рождественский) — 3.36
7. БЕРЕГ ЮНОСТИ (И. Лученок — В. Бут) — 2.33
8. ТИХИЙ УГОЛОК (И. Лученок — Ю. Рыбчинский) — 3.50
9. ПОЛЫННАЯ РОСТАНЬ (Э. Зарицкий — Н. Гилевич) — 3.30
10. МАЙСКИЙ ВАЛЬС (И. Лученок — М. Ясень) — 3.40
Инструментальный ансамбль (1, 5, 7)
Инструментальный ансамбль под управлением В. Кофмана (2, 4)
Инструментальный ансамбль под управлением А. Архипова (3, 9)
Минский эстрадный оркестр. Дирижер М. Финберг (6)
Эстрадный оркестр Белорусского телевидения и радио. Дирижер Б. Райский (8, 10)
Редактор К. Симонян. Художник В. Кузьмин. Фото Б. Палатника
Записи Всесоюзной студии грамзаписи и Белорусского радио 1986—1988 гг.
Эта пластинка — дебют Ярослава Евдокимова на Всесоюзной студии грамзаписи фирмы «Мелодия». Однако имя белорусского эстрадного исполнителя уже хорошо известно нам по телепередачам, радиоконцертам.
В многообразии явлений современной эстрады, в калейдоскопе жанров, имен и событий можно обнаружить и нечто стабильное, монолитное, устойчивое. Это — песня. Та песня,которая является искусством ясным, доступным и одновременно высоким в своей простоте. То искусство, которое достойно представляет Ярослав Евдокимов. Если сказать коротко — это своего рода «лирико-мужественная эстрада», хотя такого определения, конечно, нет — оно условно. Но, вместе с тем, как же скажешь иначе, если есть в исполнении проникновенность и сдержанность, зачастую в их «единовременном контрасте», есть лирическая наполненность широчайшего диапазона — от пафосной гражданственности до мягкого юмора, есть и такая немаловажная вещь, как неординарный внешний облик исполнителя, включающий те качества, которые традиционно ассоциируются с благородством и красотой. И поэтому лирика и мужественность всегда — прямо или косвенно — определяют суть его искусства, к каким бы жанрам Евдокимов ни обращался —к профессиональной, народной ли песне или романсу.
Сегодня песенная эстрада — жанр непростой, во многом противоречивый. Это естественно: процесс развития сопровождается то утверждением, то отрицанием определенных стилей, манер, способов сценического поведения. В этом море-океане наряду с водоворотом рок-музыки существует и сильное в своей чистоте (без сусальности, рафинированности и эстетства— именно чистое) течение. Это такое пение, в котором нет агрессивности, развязности, коверканья речи и звука. Такое исполнение, как у Ярослава Евдокимова, которое отражает поиск истинной духовности. У него это выразилось и в попытках восстановления «связи времен», в первую очередь в песнях военной тематики, песнях-воспоминаниях о Великой Отечественной...
Гражданственность Ярослава Евдокимова — это позиция, она прочувствована, пропущена сквозь сердце. Своим творчеством он подтверждает мысль о том, что художественность и массовость в нашем искусстве — отнюдь не взаимоисключающие понятия.
Артист считает, что ему повезло в том смысле, что его появление в эстрадном мире совпало с расцветом творчества таких белорусских композиторов, как И. Лученок, Л. Захлевный, Э. Зарицкий, В. Иванов, что песни их были написаны на стихи таких мастеров, как Г. Буравкин, М. Ясень, В. Некляев, В. Коризно. Но добавим к этому, что многие из песен, песенных циклов создавались специально в расчете на творческую индивидуальность Ярослава.
Он очень требователен к себе. В одном из интервью газете «Мiнская прауда» певец сказал: «Достигнутым никогда нельзя удовлетворяться. Если ты остановился — конец твоему творчеству, и для искусства ты больше ничего не сделаешь». И еще он заметил: «Все, что звучит с эстрады или в эфире, должно быть сделано на высоком уровне, с безукоризненным вкусом. Ибо музыка, и в особенности песня,— категория не только эмоциональная, но и воспитательная, идеологическая. Об этом я всегда помню».
О нем нельзя сказать, что он ворвался на эстраду, как врываются иные «сверхновые звезды», группы, ансамбли. И порой так же стремительно срываются, «истаивают»...
Евдокимов пришел в профессиональное искусство зрелым человеком, имеющим довольно большой жизненный опыт. Позади была работа шофером, трактористом, слесарем. А начинал он свою трудовую деятельность в кузнице у деда: был подручным, молотобойцем. Была и армейская служба. Кстати, некоторые зрители наверное помнят, что в военной форме он впервые появился и на телеэкране: это было в период работы в ансамбле Краснознаменного Белорусского военного округа. И хотя родился Ярослав в селе на Ровенщине и на Украине прошел свои первые «жизненные университеты», становление его как певца состоялось уже на белорусской земле. И в этом нет ничего необычного: сказалось не только проявление близости двух родственных славянских культур, но и динамика межнациональных, интернационалистических тенденций нашей действительности. Сейчас он — солист Гостелерадио БССР.
Ярославу Евдокимову пишут многие, обращаясь к нему и как к артисту и просто как к человеку. Может показаться, что в этом заключается не только восхищение творчеством, но и своего рода «тоска по идеалу». Кто знает... Во всяком случае, ему благодарны за то, что он помогает утверждению веры в справедливость, возвращению изначального смысла таким понятиям, как память, надежда, любовь.
Творчество народного артиста Белорусской ССР Ярослава Евдокимова гуманно в своей основе. И не только прекрасный, щедрый голос певца, но и открытость его сердца для добра, искренность, душевность интонаций, несомненно, должны встретить ответный отклик.
Н. Ювченко
Ленинградский завод 1990 г.
10.01.90 З. 245 -о- 11000