Сторона 1:
1. Ростовские звоны
Сторона 2:
2. Ростовские звоны (окончание)
Пояснительный текст заслуженного деятеля искусств РСФСР Н. Померанцева
Читает Р. Выгодский
К северо-востоку от Москвы, над просторами озера Неро возвышается Ростовский Кремль — величавый архитектурный памятник. Среди множества белостенных построек XVI — XVII веков выделяется звонница Успенского собора с тринадцатью колоколами — образцом литейного искусства русских умельцев 17 века.
Колокольный звон был известен на Руси уже в X веке. Им поначалу славились Новгород, Москва, а позднее Ростов Великий. Многие века он сопутствовал жизни народа: оповещал о беде, сзывал его на битву, приветствовал победное возвращение полков с поля брани, сопровождал празднества.
Из поколения в поколение передавалось искусство колокольного звона. К изучению этого самобытного искусства не однажды обращались деятели культуры. Так, в 1884 году в Петербурге вышла книга, изданная крупнейшим русским искусствоведом В. В. Стасовым,— «Ростовские колокола и звоны» с нотной записью звонов, произведенной исследователем и акустиком А. Израилевым.
Ростовские звоны записаны в 1963 году под руководством заслуженного деятеля искусств РСФСР Н. Н. Померанцева. Для исполнения звонов были привлечены старые звонари, хорошо помнящие ростовские звоны,— Бутылин А. С. и четыре его помощника: Урановский М. С., Королев Н. Г., Шумилин П. А. и Чушкин В. М.