Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
I сторона
И. С. БАХ (1685 — 1750)
Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор, BWV 1041 — 15.45
1. (Allegro moderato)
2. Andante
3. Allegro assai
О. МЕССИАН (p. 1908)
Три маленькие литургии
1. Antienne de la conversation interieure — 10.09

II сторона — 21.56
2. Sequence du Verbe, Cantique Divin
3. Psalmodie de I'Ubiquite par amour

Кристина Ягминайте, скрипка (1)
Хор девочек «Лепайтес» п/у Л. Палинаускайте и П. Вайлёниса (2)
П. Стравинскас, фортепиано (2)
Солистка С. Тримакайте (2)
Литовский камерный оркестр. Дирижер С. Сондецкис

Звукорежиссер В. Бичюнас
Редактор Р. Яутакас

Скрипичные концерты Баха, как и большинство его оркестровых и камерно-инструментальных сочинений, были написаны во время службы композитора при дворе князя Леопольда Анхальт-Кетенского. Их создание датируется приблизительно 1720 годом. К сожалению, только три произведения этого жанра дошли до нас в оригинальном виде — концерты для скрипки ля минор и ми мажор и Концерт для двух скрипок ре минор (прочие концерты сохранились лишь в авторских транскрипциях для клавира, сделанных уже в Лейпциге).
Бах тщательно изучал концерты своих современников, прежде всего Антонио Вивальди, чьи произведения он высоко ценил и неоднократно перекладывал для клавира и органа. От Вивальди Бах воспринял трехчастное строение цикла (быстрые крайние части обрамляют медленную среднюю), рондообразную структуру частей, где основная тема (ритурнель), излагаемая оркестровым tutti, проходит в различных тональностях, чередуясь с развивающимися эпизодами, порученными солистам, наконец, сам принцип активного «концертирования» — состязания солистов и оркестра. И в то же время могучая творческая индивидуальность композитора ощутима здесь в каждой ноте. В отличие от романтического импровизационного характера концертов Вивальди, сочинениям Баха присущи спокойная строгая величавость, классическая уравновешенность при поразительном богатстве образов, глубина и мощь интеллекта, свойственная всему творчеству великого композитора. Бах привносит в жанр концерта полифонизацию музыкальной ткани, интенсивное мотивное развитие. Сквозь типичную рондообразную структуру нередко просвечивают тональные, а иногда и тематические соотношения, характерные для сонатной формы. Эти черты отличают и Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор (BWV 1041), который Альберт Швейцер назвал «величавым в своей суровой красоте».

Оливье Мессиан — французский композитор, органист, педагог — родился в Авиньоне в 1908 году. В 1930 году окончил Парижскую консерваторию, где занимался у П. Дюка (композиция), М. Эммануэля (история музыки), М. Дюпре (орган). С начала 30-х годов Мессиан занял должность органиста в Парижском соборе св. Троицы. Параллельно вел классы гармонии в «Схола канторум» и «Эколь нормаль». В 1936 году вместе с А Жоливе. Даниель-Лесюром, И. Бодрие создал творческое объединение «Молодая Франция»». С 1942 года Мессиан является профессором Парижской консерватории, где преподает гармонию, музыкальный анализ, музыкальную эстетику и музыкальную психологию. Он также проводит семинары, читает лекции во многих странах мира.
Мессиан — одна из противоречивых фигур во французской музыке. На творчество композитора большое влияние оказали эстетика символизма, теолого-мистические идеи. Однако некоторые его сочинения воспринимаются как своеобразные оды Вселенной, гимны природе. Мессиан пишет в разных жанрах. Ему принадлежат сольные инструментальные, вокально-симфонические, ансамблевые произведения, в которых автор использует сложные ладовые структуры и ритмические системы.
Мессиан ведет также концертную деятельность как пианист и органист, выступает в печати по вопросам музыкального искусства, эстетики, поэзии