Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Об Арете Фрэнклин сказано и написано уже столько (и только в превосходных степенях), что, наверное, уже невозможно не повториться, поэтому ограничимся лишь высказыванием, данным весьма авторитетным «Путеводителем по грампластинкам журнала «Роллинг Стоун»: «Арета Фрэнклин — величайшая певица своего поколения, а может быть, и самая лучшая негритянская артистка нашего времени вообще». Арета Фрэнклин не могла не стать певицей — на счету ее отца пастора С. Л. Фрэнклина — уже не менее 80 долгоиграющих пластинок, выдержанных в духе негритянских «госпел», ее тетя Клара Уорд — вторая после Мэхелии Джексон крупнейшая исполнительница того же жанра. Другом семьи Фрэнклин был выдающийся негритянский певец Сэм Кук. В 14 лет Арета вместе с сестрами уже пела в хоре своего отца (Кэролин и Эрма Фрэнклин также добились известности как солистки), и на нее обратил внимание, наверное, самый известный «первооткрыватель талантов в США Джон Хэммонд (ему обязаны своей карьерой и Бенни Гудмен и Боб Дилан).
Первоначально предполагалось, что Арета будет джазовой певицей — и, действительно, на первых пластинках она довольно убедительно импровизирует на темы блюзов и джазовых «стандартов», нередко в собственном сопровождении на фортепиано. Однако, учитывая уникальные вокальные данные юной певицы (она родилась в 1942 году), фирма грамзаписи «Коламбия» решила, что Арете Фрэнклин вполне к лицу и амплуа эстрадной исполнительницы лирических песен наподобие, скажем, Барбры Стрейзанд. Хотя и в этой роли Арете удалось найти какие-то свои нотки, амплуа такой поп-звезды ей было явно не к лицу.
В 1967 году Арета подписывает контракт с другой фирмой — «Атлантики, специализирующейся на негритянской музыке, и под руководством продюсера Джерри Уэкслера записывает песню «Я никого не любила так, как тебя». И именно эта выдержанная в духе негритянской музыки «соул» запись приносит певице успех не только в негритянских хит-парадах, но и вообще на эстраде. Последовали бесчисленные титулы («Певица года», «Леди Соул»), премии «Грэмми»; в негритянской среде Арету Фрэнклин называют теперь просто — «сестра», но певица не ограничивается негритянским репертуаром (например, песней Отиса Реддинга «Уважение», в которой явно слышались нотки протеста против расовой дискриминации), но и обращается к песням рок-музыкантов — «Битлз», Саймона и Гарфанкела, Фила Спектора, группы «Бэнд» (блестящее исполнение песни «Тяжесть» в 1969 году с соло гитариста Дуэйна Оллмана).
Не все получается у нее одинаково блестяще — так, почему-то не удалась попытка сотрудничества с продюсером Куинси Джоунсом, не очень ярки ее записи в стиле диско, однако к середине 80-х годов Аре та Фрэнклин — снова в наилучшей форме. Под руководством барабанщика и продюсера Нарады Майкла Уолдена в 1985 году Фрэнклин записывает пластинку «Кто это там?», три песни с которой сразу же попадают в хит-парады (это после одиннадцатилетнего перерыва); особенно запоминается дуэт с английской вокалисткой из группы «Юритмикс» Анни Леннокс «Сестры справятся сами».
На настоящей пластинке также есть несколько дуэтов, в том числе вместе с бывшим солистом британской группы «Уэм!» Джорджем Майклом, продемонстрировавшим незаурядное умение адаптироваться к неповторимой манере Фрэнклин. Особо следует выделить также песню «Вспышка огней» Джеггера — Ричардса, которую певица спела в сопровождении гитариста «Роллинг Стоунз» Кита Ричардса (интересно, что вышла даже пластинка с четырьмя версиями этой песни — своего рода эксперимент Ричардса в области звукорежиссуры), и старую мелодию «Взгляни на радугу» Э. Харбурга.