Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Антонио Вивальди — крупнейший представитель итальянской музыки периода Высокого барокко, замечательный композитор, скрипач, дирижер и педагог. Он родился в Венеции предположительно 4 марта 1678 года. Первым учителем музыки Антонио стал его отец Джованни Баттиста Вивальди, скрипач капеллы собора святого Марка, впоследствии он, по-видимому, обучался композиции у Джованни Легренци. В 1703 году Вивальди становится преподавателем игры на скрипке, позднее дирижером и директором одной из лучших венецианских женских консерваторий Ospedalle della Pietà, где прослужил с небольшими перерывами почти всю жизнь. Активная творческая деятельность Вивальди прославила его имя по всей Европе.

С пятнадцати лет Вивальди носил духовный сан, однако, по воспоминаниям современников (в том числе Карло Гольдони), в характере «рыжего священника» (“il prete roso”), как его называли в Италии, было немало чисто светских черт. В результате конфликтов с клерикальными кругами композитор в 1740 году уехал в Вену, где и умер в бедности 28 июля 1741 года.

После смерти Вивальди творчество его было надолго предано забвению. Но когда в 1926 году итальянский музыковед Альберто Джентили обнаружил множество рукописей неизвестных произведений композитора, наступил подлинный ренессанс его музыки, в наши дни пользующейся широчайшей популярностью.

Кипучая и деятельная натура Вивальди отразилась в его произведениях, отличающихся богатейшим кругом настроений, свежестью и яркостью.

Колоссальное наследие Вивальди включает практически все существовавшие тогда музыкальные жанры: оперы, кантаты и арии, духовные сочинения, симфонии и сонаты. Но ведущим жанром явился для него инструментальный концерт. Число написанных композитором концертов приближается к 500! Вивальди писал концерты для самых различных инструментов: для скрипки, виоль д’амур, виолончели, флейты, гобоя, фагота, валторны, трубы, мандолины, разнообразных смешанных составов. Здесь в наибольшей степени проявилось гениальное мастерство композитора, его неистощимая фантазия и смелое новаторство. Вивальди насыщает сольные партии невиданным ранее концертным блеском; с удивительной изобретательностью сочетая их с tutti (струнный оркестр и клавесин, выполняющий функцию basso continuo), он наделяет музыку подлинно симфоническим размахом. Принцип концертирования — состязания между solo и tutti — доведен у него до высшего совершенства. Красота и выразительность тематизма, красочность и рельефность образов предвосхищают творчество венских классиков и даже музыкальный романтизм (последнее касается прежде всего программных концертов — таких, как зна­менитый цикл «Времена года»). Вивальди прочно установил трехчастное строение концерта (быстро — медленно — быстро), рондообразную структуру быстрых частей, где основная тема (ритурнель) проходит несколько раз в различных тональностях у оркестрового tutti, чередуясь с развивающимися эпизодами, по­рученными солистам. И. С. Бах, постигший на примере произведений Вивальди закономерности концертного жанра, переложил ряд вивальдиевских концертов для клавира и органа.

Большинство произведений Вивальди, изданных при жизни композитора, заключено в тринадцати опусах, девять из которых — концерты. Двенадцать концертов для одной, двух, трех и четырех скрипок с оркестром, соч. 3 L’Estro armonico («Гармоническое вдохновение») были созданы около 1711 года и вскоре опубликованы в Амстердаме, Лондоне и Париже.

К популярнейшим произведениям композитора принадлежит Концерт для двух скрипок с оркестром ля минор, соч. 3 № 8, RV 522, обработанный И. С. Бахом для органа соло (BWV 593), исполненный суровой, величавой красоты и драматизма. Вступительные аккорды оркестра открывают мужественную патетическую мелодию ритурнеля начального Allegro. В широко развитых сольных эпизодах моторные пассажи чередуются с новой печальной темой, производной от ритурнеля.

Вторая часть, ре-минорное Larghetto е spiritoso, основана на принципе остинатного баса. Унисонные проведения нисходящей мелодии, полной скорбной отрешенности, обрамляют прекрасный полифонический дуэт солирующих скрипок, звучащий на фоне выдержанных интонаций основной темы и словно напоминающий об оперном стиле lamento. В проникнутом мощной энергией финальном Allegro снова чередуются решительный и властный ритурнель и эпизоды, в которых мелькают новые мотивы и даже появляется протяженная грустная мелодия, подобная лирической оперной арии.

Двенадцать концертов для скрипки с оркестром, соч. 4 La Stravaganza («Причуда») возникли около 1714 года и были изданы в Амстердаме и Лондоне. Концерт ля минор, соч. 4 № 4, RV 357 близок по характеру Концерту для двух скрипок, о котором говорилось выше. Облик первой части, Allegro, определяет энергичный ритурнель с его размашистыми октавными ходами. Глубокой скорбью проникнута вторая часть, Grave ре минор. На фоне аккомпанемента струнных с остинатным ритмом сарабанды звучит печальная мелодия скрипки. В заключительном Allegro образы первой части получают дальнейшее развитие в бурном драматичном ритурнеле и многообразных по мелодико-ритмическому рисунку эпизодах солиста.

Концерт для скрипки с оркестром ре минор, RV 237 не входит в число сборников Вивальди, помеченных опусом. Композитор посвятил его своему ученику, известному немецкому скрипачу Иоганну Георгу Пизенделю. Как и в предыдущих двух концертах, здесь господствуют драматические образы, пронизывающие протяженный взволнованный ритурнель и подвижные эпизоды первого Allegro. Вторая часть, Adagio, — своего рода инструментальная ария. Исполненная скорбной экспрессии мелодия поручена солисту, нигде не уступающему места tutti. Своеобразие финального Allegro заключено в ритурнеле, где подвижные и энергичные фразы солиста подхватываются суровым маршеобразным «припевом» оркестра.

Известно о существовании около пятидесяти опер Вивальди, однако музыка сохранилась менее чем к половине из них. Хотя в операх композитор, пожалуй, больше всего придерживался традиций своего времени, их музыка, несмотря на архаичность дра­матургии, изобилует красотами. Это относится и к оперным увертюрам — «симфониям», как их тогда именовали. Произведения эти представляют собой парадные блестящие введения в оперу, построенные в форме трехчастной итальянской увертюры — непо­средственной предшественницы классической симфонии.

Опера «Армида в египетском лагере», RV 699 возникла в Венеции в 1718 году. Увертюра к ней позднее была использована в опере «Геркулес на Термодонте», RV 710, впервые поставленной с огромным успехом в римском театре «Капраника» в 1723 году. Первая часть до-мажорной увертюры — стремительное искрометное Allegro, где господствуют праздничные tutti, радостно-возбужденные тремоло. До-минорное Andante проникнуто нежной грустью, его строение приближается к старосонатной форме без разработки. Финальное Allegro — веселая и подвижная танцевальная пьеса в сжатой про­стой двухчастной структуре.

* * *

Государственный камерный оркестр Грузии был организован в 1964 году по инициативе Республиканского Союза композиторов. В состав оркестра вошли студенты и выпускники Тбилисской консерватории — подлинные энтузиасты камерного искусства. Вскоре камерный оркестр стал коллективом Грузинской государственной филармонии.

В репертуаре коллектива сразу же наметились два направления: старинная музыка (Бах, Вивальди, Гендель, Корелли, Гайдн) и современная советская и зарубежная. Особое место в программах оркестра занимают сочинения грузинских композиторов: А. Баланчивадзе, А. Мачавариани, С. Цинцадзе, О. Тактакишвили, Р. Габичвадзе, С. Насидзе, Н. Мамисашвили, В. Азарашвили и других.

С камерным оркестром Грузии выступали многие известные певцы и инструменталисты, среди них Э. Вирсаладзе, М. Амиранашвили, И. Ойстрах.

Искусство грузинских музыкантов знакомо слушателям многих республик Советского Союза. Оркестр выступал и за рубежом. Он принимал участие в декаде грузинского искусства в ГДР, а также во II Международном фестивале музыки Баха, проходившем в 1970 году в Лейпциге.

Ныне художественным руководителем оркестра является известная советская скрипачка Лиана Исакадзе.

Музыкальные способности скрипачки проявились очень рано: уже в трехлетнем возрасте она научилась играть на рояле и даже сочиняла небольшие пьески. В музыкальной школе Тбилисской консерватории Лиана занималась в классе профессора Л. Шиукашвили. Вне конкурса (по молодости лет) она участвовала в музыкальном состязании на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, одержала победу на конкурсе молодых скрипачей республик Закавказья, получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей.

Следующий этап жизни Лианы Исакадзе связан с Московской консерваторией и профессором Давидом Ойстрахом. Грузинская скрипачка упорно постигала тайны исполнительской манеры и техники своего учителя, но сохранила собственную яркую индивидуальность.

Студенткой II курса Лиана Исакадзе была удостоена I премии на Международном конкурсе имени Жака Тибо в Париже (1965), покорив публику блестящим исполнением Концерта Брамса для скрипки с оркестром.

1970 год оказался для скрипачки трижды знаменательным: она окончила аспирантуру под руководством Д. Ойстраха, стала лауреатом IV Международного конкурса имени П.И. Чайковского и победительницей Международного конкурса имени Яна Сибелиуса в Хельсинки (I премия и специальный приз Финского радио за лучшее исполнение Концерта Сибелиуса).

Лиана Исакадзе поражает любителей музыки великолепной техникой, прекрасным певучим звуком, умением «прочитать» заново уже не раз игранное сочинение, открыть в нем что-то свое, новое и в то же время глубоко созвучное авторскому замыслу.

Скрипачка много гастролирует. С огромным успехом проходят ее концерты в Советском Союзе, неоднократно и с не меньшим успехом выступала она и за рубежом.

За большие заслуги в деле пропаганды музыкального искусства Лиане Исакадзе присвоено почетное звание народной артистки Грузинской ССР.