Д-018867-8. И.Брамс. Концерт № 2 для ф-но с оркестром си бемоль мажор, соч. 83
01
01.1. Allegro non troppo
02.2. Allegro appassionato
02
03.3. Andante
04.4. Allegretto graziozo
Святослав Рихтер, ф-но
Чикагский симфонический оркестр
Дирижёр Эрик Лайнсдорф
© Мелодия, 1966
Замечательный пианист Иоганнес Брамс (1833—1897) много и охотно писал для фортепиано. В его произведениях строгие классические традиции гармонично и естественно сочетаются с тенденциями романтизма. Композиции Брамса полны глубокого и искреннего чувства, несколько замкнутого и сосредоточенного. Это композитор с суровым выражением лица, но с живым, отзывчивым сердцем.
Тончайшие изгибы его мысли и чувства мы улавливаем в строгих линиях мелоса, в богатейшей ритмике, в необычайно выразительных, своеобразных и изобретательных гармониях, в изумительной логике развития, в которой так много от бетховенского искусства тематической разработки.
Эти же черты характеризуют и фортепианные концерты Брамса, из которых первый (ре минор, соч. 15) сочинен был в 1859 году, когда автор его еще только начинал свой композиторский путь, а второй (си бемоль мажор, соч. 83) — в 1881 году (издан в 1882 г.), когда Брамс был уже общепризнанным художником (в 1877 году Кембриджский университет присвоил ему почетное звание доктора музыки).
Первоначальные наброски концерта относятся ко времени завершения Второй симфонии (1877). По глубине содержания и вдохновению Второй концерт нисколько не уступает Первому, получившему столь заслуженную известность. Мастерское развитие, стройность композиции и эмоциональная насыщенность делают это произведение одним из наиболее значительных в концертной литературе.
«Это своего рода четырехчастная симфония с солирующим фортепиано, — пишет профессор М. Друскин,—музыке которой присущи эпическая широта, богатырский размах».
Исключительна по яркости музыкального изобретения первая часть, выдержанная в энергичном мерном движении.
За ней следует сдержанно-страстное, моментами порывистое Allegro appassionato — «демоническое скерцо, вызывающее представление об играх неких исполинских великанов» (М. Друскин).
Проникновенное Andante дает простор характерным для Брамса лирическим переживаниям. Автор словно остается наедине с природой, предаваясь возвышенным благоговейным чувствам.
Финал (Allegro grazioso), в котором частично использованы венгерские мотивы, заканчивает концерт страницами, полными непринужденного веселья и изящества.
Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в г. Житомире в семье музыканта. Юность провел в Одессе. В детские и юношеские годы много играл, много сочинял, увлекался живописью и театром; любил импровизировать на собственные и заданные темы. В 1937 году Рихтер переехал в Москву и поступил в консерваторию, в класс профессора Г. Г. Нейгауза.
Уже отдельные выступления Рихтера на студенческих концертах (в частности, исполнение „Фантазии" до мажор Ф. Шуберта, „Сонаты" си минор Ф. Листа и особенно „Прелюдий" К. Дебюсси) свидетельствовали о незаурядном таланте пианиста. Вскоре Рихтер вышел на большую концертную эстраду. С начала 40-х годов он безраздельно отдал себя пианистическому искусству.
С огромным, неизменным успехом проходят гастроли артиста в городах Советского Союза и за рубежом.
В 1961 году Святославу Рихтеру присвоено звание народного артиста СССР и в том же году присуждена Ленинская премия.