Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Д-16721-2. Елена Образцова

01
01.Ария Иоанны (Орлеанская дева, 1 д.) (П.Чайковский)
02.Ария Кащеевны (Кащей Бессмертный, 2 карт.) (Н.Римский-Корсаков)
02
03.Ария Далилы (Самсон и Далила, 2 д.) (К.Сен-Санс)
04.Ария Леоноры (Фаворитка, 3 д,) (Г.Доницетти)
05.Ария Эболи (Дон Карлос, 3 д.) (Дж.Верди)

на французском (3), итальянском (4,5) яз.
Оркестр БТ СССР. Дирижёры Б.Хайкин (1,2), О.Димитриади (3-5)

стерео С 1137-8

Солистка Государственного академического Большого театра СССР Елена Образцова — выпускница Ленинградской консерватории, которую она окончила в 1963 году по классу профессора А. А. Григорьевой. Еще студенткой III курса, в 1962 году Е. Образцова была удостоена звания лауреата VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки (золотая медаль). 1962 год принес еще одну победу молодой вокалистке: на II Всесоюзном конкурсе им. М. Глинки она получает первую премию.
В 1963 году Елена Образцова становится солисткой Большого театра СССР, на сцене которого исполняет ведущие партии: Марины Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского), Полины, Графини («Пиковая дама» П. Чайковского), Амнерис («Аида» Дж. Верди) и Оберона («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена).
С успехом выступает певица в городах Советского Союза и за рубежом: Италии, Японии, Финляндии.

В конце 1878 года П. И. Чайковский писая Н. Ф. фон Мекк: «Меня начинает сильно манить один новый оперный сюжет, а именно: «Орлеанская дева» Шиллера...»
История юной героини Франции, спасшей родину от иноземных захватчиков и погибшей за счастье отчизны, волновала и восхищала композитора своим высоким трагическим пафосом.
Работа над «Орлеанской девой» была завершена в марте 1879 года, а в феврале 1881 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера, прошедшая с большим успехом. Дирижировал спектаклем э. Ф. Направник, которому Чайковский и посвятил свою оперу.
Образ главной героини Иоанны с большой полнотой раскрывается в арии из 1 действия.
...Иоанна прощается со своей юностью, родным Орлеаном, она полна решимости отдать свою жизнь борьбе за свободу.
Колорит музыки становится все более суровым, в средней части арии звучат героические интонации.
***
«Осенней сказочкой» назвал Н. А. Римский-Корса-ков свою одноактную оперу «Кащей Бессмертный» (1902). Написанная в преддверии революции 1905 года по мотивам русского фольклора, эта опера аллегорически говорила о гнете царского самодержавия, неизбежности его гибели. «Кащей Бессмертный» был поставлен силами студентов Петербургской консерватории вскоре после январских событий 1905 года в театре В. ф. Комиссаржевской. Дирижировал оперой А. К. Глазунов.
...Кащей спрятал свою смерть в слезе дочери — Кащеевны. Она не знает жалости, чужды ей человеческие страдания... Ария Кащеевны (2 к.) полна завораживающей волшебной красоты. В своем заколдованном благоуханном саду готовит она напиток, чтобы убить Ивана-королевича.
Тема арии, затаенно-страстная, звучит воинственно, грозно.
***
Опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» написана на библейский сюжет. Она содержит много замечательных по красоте мелодий, окрашенных ярким восточным колоритом. (Первая постановка оперы состоялась в 1877 г. л Веймаре).
Самсон возглавил народ в борьбе с поработителями своей родины. Победить ненавистных врагов помогает ему волшебная сила, заключенная в волосах. В тайну магической силы Самсона пытается проникнуть дочь филистимлян красавица Далила. Коварное дело задумала она: с помощью любовных чар добиться признания Самсона.
Ария Далилы из 2 действия «Открылася душа» исполнена страстного томления. Прекрасная мелодия, полная томной неги, звучит пламенным любовным призывом...
***
Опера Доницетти «Фаворитка» была написана композитором в 1840 году и поставлена в Париже. Действие оперы происходит в Испании в XIV в. Рыцарь Фернандо и бывшая фаворитка короля Леонора любят друг друга. Одержав победу над врагом, Фернандо, не подозревая ничего о прошлом своей возлюбленной, просит короля в награду отдать ему Леонору в супруги.
В арии Леоноры (4 д.) переданы противоречивые чувства, борющиеся в душе героини: глубокая любовь к Фернандр и сознание своей невольной вины перед ним.
На мягком арфообразном аккомпанементе спокойно и лирично льется мелодия вокальной партии, но вот волнение нарастает — Леонора решается сама рассказать любимому о своем прошлом...
***
Опера «Дон Карлос» написана Дж. Верди в 1867 году на сюжет одноименной трагедии Шиллера, Драматический конфликт разворачивается на фоне грозных исторических событий — борьбы Фландрии против испанского владычества. Историчность сочетается в опере «Дон Карлос» с тонкостью и глубиной проникновения в душевный мир героев, Филипп И, инфант Дон Карлос, Родриго ди Поза, королева Елизавета, принцесса Эболи — характеры сильные, самобытные, наделенные яркими индивидуальностями.
Фаворитка короля Филиппа II принцесса Эболи горячо любит Дон Карлоса. Случайно узнав о его чувстве к королеве Елизавете, в порыве ревности Эболи жестоко мстит влюбленным*
Ария Эболи (3 д. 1 к.). Эболи передает Филиппу драгоценный ларец (похищенный ею у королевы Елизаветы), в котором хранится портрет Карлоса.
Обнаружив пропажу ларца, ни о чем не догадывающаяся Елизавета просит защиты у короля. Филипп оскорбляет ее и угрожает кровавой расправой и ей, и Дон Карлосу. В ужасе от всего происшедшего, принцесса Эболи признается Елизавете в своем преступлении...
В большой развернутой арии Эболи проклинает свою красоту, которая вселила в ее сердце надежду на любовь инфанта. Теперь и ей, и королеве, и Карлосу угрожает опасность...
Энергичный, волевой характер гордой мстительной женщины, чувство раскаяния, отчаяние, надежда— все это передается в музыке арии.
Г. Соколова