Сторона 1
Сфинкс — 9.46
Триптих:
1. Шествие — 5.05 2. Интерлюдия — 4.20
Сторона 2
3. Чертова дюжина — 4.34
Портреты друзей, концертная сюита—13.44
Композиции Н. Левиновского
Николай Левиновский, рояль, клавишные
Игорь Бутман, саксофон
Александр Фишер, труба, флюгельгорн
Вячеслав Назаров, тромбон
Алексей Курочкин, синтезатор; Виктор Двоскин, контрабас
Евгений Губерман, барабаны
Юрий Генбачев, ударные инструменты
Звукорежиссер А. Ветр. Редактор И. Йотко Художники: В. Ковригина, А. Колосов
В середине 80-х годов джаз-ансамбль «Аллегро» сделал мощный рывок вперед и вверх. В 1984 году выступление «Аллегро» на международном фестивале «Джаз Ятра» в Бомбее доказало, что он принадлежит к ансамблям мирового класса. Редкие из эпитетов, адресованных «Аллегро», были не в превосходной степени. Одна из местных газет даже советовала прочим участникам фестиваля поехать в Москву поучиться играть джаз.
Вслед за Индией ансамбль побывал во Франции, Венгрии, на Цейлоне, в ГДР, с большим успехом выступил на Международном джаз-фестивале в Загребе.
Кредо ансамбля осталось прежним. «Аллегро» — все так же обладающий оркестровым звучанием ансамбль, где секция духовых соединяется с обильной и очень современной электроникой — синтезаторами и клавишными инструментами. Сохранилась и установка на программность, цикличность, развернутость сочинений. «Аллегро», верный своему имени, продолжает утверждать активное ритмическое начало своей музыки, ее порывность и стремительность. Но сегодня виртуозность, легкость, полетность исполнения «Аллегро» кажутся просто фантастическими. Плюс к этому и внутри ансамбля идет постоянная творческая жизнь, поиск новых форм и средств выразительности, нового содержания. На ленинградских джаз-фестивалях «Осенние ритмы» в 1984 и 1985 годах, на специальном концерте, данном в Москве в Зале им. Чайковского, ансамбль показал разнообразные по жанрам и по языку программы (подпрограммы?) своих как бы подразделений — трио, дуэты, квартеты.
Нет сомнения, все эти перемены привели к тому, что, согласно голосованию советских джазовых критиков, которое ежегодно проводит выходящая в Риге газета «Советская молодежь», «Аллегро» занял в 1986 году первое место среди джаз-ансамблей страны. Согласно той же анкете, позиции музыкантов ансамбля, и до этого высокие, поднялись еще. Николай Левиновский назван в числе лучших музыкантов года, Контрабасист Виктор Двоскин, тромбонист Вячеслав Назаров и тенор-саксофонист Игорь Бутман занимают первые места в своих категориях. Трубач Александр Фишер, ударники Евгений Губерман и Юрий Генбачев — «серебряные призеры»
Пьесы, представленные на этой пластинке, вошли в репертуар ансамбля как раз в середине 80-х годов. Их отличает более широкий жанровый и стилистический диапазон, каждое сочинение имеет свою обособленную художественную задачу, которую ансамбль решает различными средствами.
«Сфинкс» — пьеса чисто акустическая, ее фактурные качества — от джаза 60-х годов. Однако уровень композиторского и исполнительского мышления здесь совсем иной. Пьеса имеет подзаголовок — «Восточная фреска», и действительно, по форме это развернутое панно, музыкальная повесть, нечто среднее между обычной джазовой пьесой и циклической, многочастной композицией. Очень живописна ее тема, причудливо вьющаяся поверх монолитных, низких, зловещих аккордов. Ее отголоски слышны и в углубленном, по-дейвисовски поэтичном монологе трубы Александра Фишера и в следующих за ним виртуозных, энергичных, одним духом выпаленных соло Николая Левиновского и Игоря Бутмана. Обращает на себя соло Евгения Губермана на ударных, необычное по содержанию, хотя и безо всяких современных эффектов. Есть в нем некая сосредоточенность, философичность, хоть применение таких эпитетов к ударным инструментам, да еще джазовым, как-то не принято. Тем не менее оно явно перекликается с соло трубы, и поскольку вслед за ним наступает финальное изложение темы, форма приобретает рондообразность и определенную строгую симметричность. Динамизированной, усиленной репризой автор как бы еще раз на прощание подает нам знак о загадке формы (загадке сфинкса?), а слушателю остается только быть благодарным Левиновскому за тщательность композиционной проработки пьесы. Джазовая по идиоматике, она оказывается симфонической по принципу развития.
Левиновский любит сталкивать противоположности в своей музыке, его циклические сочинения часто отличаются контрастностью строения (одна из первых его композиций такого рода, как и первая пластинка ансамбля, носила название «Контрасты»). На этом диске таким произведением является «Триптих». Это серия музыкальных контрастов, ярких, порой гротесковых зарисовок с натуры. В звуковом коллаже сплетаются жанры и стили джаза от традиционных до авангардных, из свободного импровизационного контрапункта духовых вырывается акробатическое соло Вячеслава Назарова. «Триптих» был особенно горячо встречен в Загребе. Балканская музыка изобилует сложными ритмами, а последнюю часть этой сюиты «Чертова дюжина» с ее тринадцатидольным метром «Аллегро» играет очень зажигательно.
Пластинки и концертные программы «Аллегро» часто содержат пьесы, которые как бы определяют созвучность, близость или принадлежность ансамбля тем или иным явлениям современного джаза. Такой несколько лет назад была сюита «В этом мире». На пластинке, которую вы держите в руках, роль своеобразного художественного манифеста выполняет композиция «Портреты друзей». По форме это тоже концерт-сюита в стиле фьюжн, где один эпизод органически переходит в другой. Перед нами проходит как бы галерея образов, о которых рассказывается в лирико-романтическом ключе, это определенно некий круг симпатий, музыкальных пристрастий, интонационные характеристики которых не принадлежат кому-либо одному, а растворены в панораме современного джаза, в той ее части, которая в середине 80-х годов оказалась особенно близка Николаю Левиновскому и ансамблю «Аллегро».
Пьесы этого диска звучали на концертах «Аллегро», Однако здесь вы услышите другие их версии, более компактные, более рельефные. Где-то будет и несколько иное тембровое оформление, более тонкое, проработанное, сфокусированное на деталях. «Грампластинка, — говорит Николай Левиновский, — соединение трех искусств: композиторского, исполнительского и искусства звукорежиссуры. Мы все и вместе с нами звукорежиссер Андрей Ветр стремились использовать все достижения современной техники звукозаписи, чтобы сделать пластинку максимально содержательной и интересной для слуха».
Алексей Баташев
Цифровое издание
MEL CO 1174
Обратная сторона конверта МОЗГ Зак. 676