М10-48017-8. Нина Дорлиак, сопрано
Музыкальное наследие. Исполнительское искусство
01
01.Не печалься, BWV 488 (И.С.Бах)
02.Вечерний час, BWV 512 (И.С.Бах)
03.В смерти покой, BWV 478 (И.С.Бах)
04.Чтоб жизнь прожить, BWV 459 (И.С.Бах)
05.Душа моя поёт, BWV 479 (И.С.Бах)
06.Твой светлый взгляд, BWV 588 (И.С.Бах)
07.Не забудь, BWV 505 (И.С.Бах)
08.Ария из кантаты, BWV 68 №2 (И.С.Бах)
02
09.Старушка, KV 517 (В.А.Моцарт – Ф.фон Хагедорн)
10.Отравой полны мои песни (Ф.Лист – Г.Гейне)
11.С миртами и розами, соч. 24 №9 (Р.Шуман – Г.Гейне)
12.A Paris (Ж.-Б.Векерлен)
13.Рождество детей, у которых нет дома (К.Дебюсси)
14.Провансальская песня (Французская нар. песня,обр. А.Александрова)
15.Песня труда (Французская нар. песня,обр. В.Красноглядовой)
16.Да здравствует роза (Французская нар. песня,обр. В.Красноглядовой)
17.Майская песня (Французская нар. песня,обр. В.Красноглядовой)
18.Колыбельная (М.Аве – П.Тутон)
На французском яз. (12-18)
Партия ф-но – Святослав Рихтер (I-6,9-13), Вера Шубина (14-18)
Александр Гедике – орган (7,8)
Записи с концертов в Большом зале Московской консерватории, 14.10.1948 (1-6), 28.07.1950 (7,8)
Записи с концерта в Бухаресте, 1948 (9-13), 1952 (14-18)
Реставратор Е.Дойникова
Редактор П.Грюнберг
Художник Б.Столяров
Искусство певицы Нины Львовны Дорлиак по праву вошло в золотой фонд советской музыкальной культуры. На протяжении нескольких десятилетий являясь ведущей представительницей отечественного камерного исполнительства, она создала прекрасные образцы интерпретации творчества Баха и Моцарта, Бетховена и Брамса, Глинки и Даргомыжского, Шуберта и Шумана, Дебюсси и Равеля, Мусоргского и Прокофьева.
Каждый концерт Нины Дорлиак превращался в музыкальное откровение. Душевное богатство певицы, ее высокая общая культура определяли стилистическую точность, благородство и ясность прочтения композиторского замысла, умение выявить подтекст, смысловую и эмоциональную мотивировку сочинения. Не случайно в ансамбле с Дорлиак выступали такие выдающиеся музыканты, как Г. Себастьян, К. Игумнов, А. Гедике, А. Гольденвейзер, М. Юдина, М. Гринберг, А. Дьяков и, наконец, С. Рихтер, длительное артистическое содружество с которым представляет особенно значительный период ее исполнительского творчества.
Учителем Нины Львовны была ее мать — замечательная русская певица Ксения Николаевна Дорлиак. Великолепная исполнительница партий драматического сопрано в вагнеровском репертуаре, она триумфально выступала в Париже, Берлине, Праге. Была яркой концертной певицей и прекрасным педагогом, профессором Петроградской и Московской консерваторий. Характерным для ее творческого метода являлось воспитание у учащихся чувства самоконтроля, который она называла «вокальным слухом», стремление с самых первых шагов обучения связать техническую сторону пения с художественной.
Эти принципы стали основополагающими и в твор стве Нины Львовны Дорлиак. С семнадцати лет она училась у матери в Ленинградской, а затем в Московской консерватории, ко-.т^рую окончила в 1932 году с занесением на мраморную доску отличия, и после двух лет совершенствования в «школе высшего мастерства» начала концертную и педагогическую деятельность. Ныне народная артистка РСФСР Нина Львовна Дорлиак — один из ведущих профессоров вокального факультета Московской консерватории.
Если попытаться охарактеризовать главное в творчестве Нины Дорлиак, это будет высокая духовность, проникновенность и простота, которые она воспитывает и в своих учениках. Ее исполнение — это пение сердца, погружающее слушателя в атмосферу истинного вдохновения. Тончайшая нюансировка, выразительность голосовых красок позволяют певице предельно правдиво передавать состояния скорби и радости, страстного волнения и углубленного философского созерцания. Этими достоинствами отмечена и программа данной пластинки, запечатлевшая фрагменты концертных выступлений Нины Львовны Дорлиак.
На первой стороне диска представлены семь песен И. С. Баха (с русским текстом Ярослава Родионова) и ария из Кантаты № 68.
Первые шесть песен звучат в ансамбле со Святославом Рихтером, аскетически сдержанно и проникновенно ведущим фортепианную партию. Величавая простота в неторопливом течении мысли, одухотворенность эмоций, глубокая человечность, законченная пластика формы присущи исполнению этих различных по духу вокальных пьес.
Великолепно сочетается голос певицы со звучанием органа. Как известно, выдающийся советский органист А. Ф. Гедике сделал Нину Дорлиак участницей большинства своих концертов, где она исполняла сочинения Баха, Вагнера и Грига. Эта пластинка предоставляет счастливую возможность услышать, как свойственная Гедике мягкая, бархатная звучность органа обрамляет чистый и трогательный голос певицы в спокойной величавой песне «Не забудь» и в известной арии «Душа, веселися» из Кантаты № 68, светлый колорит которой рисует радость устремленного к любви сердца.
На второй стороне пластинки слушателя ждут встречи с самыми различными по стилю музыкальными произведениями.
В песне Моцарта «Старушка» пленяет изящное лукавство, отточенность мелодических линий, богатство нюансов, которые рисуют то строгую назидательность, то легкий гнев, то тоску о былом, то мягкую иронию — и всё это без нажима, легко, одним намеком.
Образец драматического, эмоционально насыщенного речитатива создают Дорлиак и Рихтер в песне Листа «Отравой полны мои песни». Особая чуткость к поэтическому слову, уме-
' ние передать интонации живой речи, найти контрастные тембровые краски — таковы особенности исполнения песни Шумана «С миртами и розами» из цикла «Круг песен» на стихи Гейне. Как и в песне Листа, мы встречаемся здесь с полноправным дуэтом голоса и фортепиано, где каждый из партнеров своими средствами, но в точном контакте друг с другом, повествует о печальном финале неразделенной любви и неистребимой жажде счастья. Именно такой надеждой на счастье наполняет Рихтер постлюдию песни.
Последний раздел программы составляет французская музыка, в которой Дорлиак чувствует себя особенно свободно. Может быть, здесь сказывается и происхождение певицы (ее дед — гасконец из Тулузы, приехав в Россию более века назад, стал основателем смешанной династии), объясняющее сочетание в ее творчестве душевной проникновенности, свойственной русскому камерному пению, с французской легкостью, задором, остротой. Живой иллюстрацией этого является исполнение менуэта Векерлена «A Paris», в котором пленительное изящество напоминает творения Ватто. Совсем иначе поет Дорлиак «Рождество детей, у которых нет дома» — социально насыщенную песню Дебюсси, написанную в 1916 году под влиянием событий первой мировой войны. Голос певицы полон скрытой боли и сочувствия, а Рихтер создает в фортепианной партии волнующий эмоциональный фон для развития повествования.
Далее следуют четыре французские народные песни в обработках Ан. Александрова и В. Красноглядовой и «Колыбельная» М. Аве. Большинство пьес написано в куплетной форме, и можно только удивляться разнообразию красок голоса певицы в каждом куплете, изяществу и непосредственности воспроизведения музыки. Чутким ансамблистом выступает здесь пианистка Вера Шубина, давний партнер Нины Львовны по педагогической работе.
В целом программа высвечивает многие грани исполнительского облика Нины Дорлиак и дает современному слушателю возможность насладиться искусством замечательного художника.
Леонид Живов