ЛЗГ. 23.03.84. Тип.завода. З. 27 -о- 8380
«Кто с нами?» — весь зал, стоя, подпевал «Ариэлю». 1982 год. Иркутск. Традиционная встреча советской и американской молодежи, на которой и прозвучала впервые вокальная рок-сюита Александра Морозова «Утро планеты». Молодежь двух стран ищет контакт и взаимопонимание — и находит его. Находит и общего врага: политических авантюристов США, цинично толкающих мир к ядерной катастрофе.
Музыка, песня — своего рода «эсперанто», универсальный язык общения людей разных стран: ее проникновенность, заразительность и эмоциональный накал обладают огромной силой воздействия. А уж в молодежной аудитории политическая песня традиционно, в течение нескольких десятков лет — важнейшее оружие борьбы и солидарности.
Политическая песня, манера ее исполнения обретают сегодня новые формы. Когда-то звучали большие хоры и мощные марши, в которых будто отпечаталась четкая поступь великих революций. Затем пришли «поющие поэты» с гитарами и банджо, наследники Джо Хилла и Эрнста Буша, и наконец появились ансамбли, в творчестве которых соединились музыкальные традиции национального фольклора и боевые, злободневные тексты... Ныне стилистика политической песни разнообразна, как никогда.
Долгое время рок-музыка имела репутацию чисто «развлекательной» продукции: веселые танцевальные мелодии, пустые, банальные тексты составили ей далеко не лестную славу: для многих рок стал почти синонимом легковесности, бездумности, и когда знаменитый американский автор-исполнитель песен протеста Боб Дилан взял в руки электрогитару и начал выступать с рок-ансамблем, большинство друзей и последователей отнеслись к нему с крайним неодобрением. Однако прошедшие с тех пор годы доказали, что темперамент и экспрессия рок-музыки не только не нивелируют смысл и пафос политической песни, но и придают ей новые черты, новую выразительность. Гимном антивоенного движения на Западе стала песня «Дайте миру шанс» Джона Леннона, а песня Боба Марли "Поднимайтесь, вставайте!" явилась одной из популярнейших песен-призывов борцов за освобождение or КОЛОНИАЛЬНОГО гнёта. Как известно, многие современные певцы активно участвуют в прогрессивных массовых движениях «Кампания за ядерное разоружение», «Нет ядерным силам» (No Nukes), «Рок против расизма и других.
Рок-сюита «Утро планеты» ленинградского композиторе, лауреата премии Ленинградского комсомола Александра Морозова посвящена теме, важнее которой нет ничего на cвете, - теме мира, борьбы против ядерной угрозы. Ведь опасность ядерной войны ощущается сегодня острее, чем когда-либо, и настроениям благодушия, пассивности не остается места. Поэтому вопрос «Кто с нами?», вопрос, звучащий как призыв, не может оставить равнодушным слушателя. Об этом свидетельствует тот успех, который неизменно сопровождает исполнение «Утра планеты» ансамблем «Ариэль» — не только в Советском Союзе, но и в ГДР, Болгарии, Португалии...
Сюита не имеет конкретного сюжета; она выстроена, скорее, по стадиям эволюции духовного состояния человека, нашего современника, кристаллизации его гражданской позиции: от тревоги, чувства смертельной опасности, 'таящейся в угрозе войны ("SOS"), через осознание необходимости вмешаться («Заклинание») — к активному участию в деле борьбы за будущее мира («Кто с нами?»). Музыка сюиты построена на контрастах: красота природы, свет мирной жизни и исчадия мрака, порождения духа войны составляют ее основу. Фольклорные мотивы, легкие джазовые аранжировки соседствуют с резкими ритмами «тяжелого рока», щемящими блюзовыми интонациями. Музыкально-тематический конфликт разрешается в финале-кульминации, светлом гимне, утверждающем незыблемую решимость народов отстоять новое утро планеты, сохранить нашу Землю.
А.Троицкий