Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
СВИРИДОВ Георгий. "Метель". "Время вперед"

Сторона 1. «МЕТЕЛЬ»
Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

1. Тройка – 3:08
2. Вальс – 3:55
3. Весна и осень – 2:05
4. Романс – 5:34
5. Пастораль – 2:12
6. Военный марш – 2:24
7. Венчание – 3:02

Сторона 2. «ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!»
Сюита из музыки к кинофильму

1. Уральский напев – 4:07
2. Частушка – 0:58
3. Марш – 3:49
4. Маленький фокстрот – 2:26
5. Ночь – 4:27
6. Время, вперед! –3:21

Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио
Дирижер Владимир Федосеев

Звукорежиссер С. Пазухин. Редактор И. Орлова
Художник Е. Щапова. Фото А. Гершмана

Основой оркестровых иллюстраций к повести А. С. Пушкина "Метель" послужила музыка Георгия Свиридова к фильму того же названия.
Музыка Свиридова как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, ее простоте и безыскусности, простодушию ее героев, их цельному, гармоническому восприятию жизни. Следует вспомнить, что Свиридов начал свою музыкальную биографию с романсов на слова А. С. Пушкина. "Метель" в чем-то перекликается с юношеским вокальным циклом композитора. Это музыка, насквозь пронизанная мелодическим началом, которое в ней решительно преобладает. Гармонии очень просты, хотя подчас оригинальны и изысканны в своем роде. Весь оркестровый колорит изобличает, однако, современного мастера, тонко стилизующего иную музыкальную эпоху. Краски оркестра легкие, свежие, акварельные. Преобладают тембры струнных и деревянных духовых инструментов, иногда возникает и полная оркестровая звучность.
Первая часть, "Тройка", служит своеобразной заставкой к произведению. На фоне непрерывного движения возникает напев ярко выраженного русского характера, как бы летящий над бесконечной снежной равниной.
Вторая часть - "Вальс", в котором выделяется своеобразное "трио", исполняемое деревянными духовыми инструментами. Далее следуют "Весна и осень" - две маленькие картинки, наподобие тех, что иной раз рисовались на старинных шкатулках; "Романс", стилизованный в манере любовной лирики начала прошлого века; "Пастораль" с преобладающим звучанием гобоев - этих характерных "пастушьих" музыкальных инструментов. Тембровым и динамическим контрастом врывается музыка "Военного марша", изображающего вступление гусарского полка в городок.
Последняя пьеса - "Венчание" начинается трепетным звучанием струнных - как бы пламя свечей, горящих перед церковными образами; затем слышится мелодическая фраза скрипок, полная глубокого чувства; она сменяется пением хора струнных, в которое вплетается торжественный тембр медных духовых инструментов.

"Время, вперед!" - сюита из музыки к фильму режиссера М. Швейцера по одноименному роману В. Катаева, посвященному строительству Магнитогорска, написана композитором в 1965 году. В сюите шесть частей. Первая из них - "Уральский напев". Часть эта основана на двух музыкально-тематических образованиях, как бы
символизируя Урал - стык Европы и Азии. С суровой и резкой по тембру темой засурдиненных труб и тромбонов, напоминающей звучание азиатских зурн или карнаев, контрастирует мягкий хорал деревянных духовых с его чисто русским колоритом. Заключает часть проведение первой темы в строгом трехголосном изложении струнного оркестра.
Вторая часть "Частушка" коротенький, бойкий мотив, виртуозно разработанный композитором. Беспрерывно варьируясь, он перебрасывается от одной группы инструментов к другой, в то время как рояль и тарелки имитируют непрерывно звучащий балалаечный перебор. В конце пьесы слышны как бы топот пляски и крики толпы, изображаемые глиссандо тромбонов.
Третья часть "Марш"- картина постепенно приближающегося мощного шествия.
Четвертая часть - "Маленький фокстрот" - изящная оркестровая пьеса с тонкими, легкими и хрупкими звучаниями. Это, конечно, не бытовой танец. Композитор нашего века "опоэтизировал" современный фокстрот, подобно тому, как композиторы прошлого опоэтизировали, например, менуэт или вальс.
Следующая часть называется "Ночь". Это картина ночного покоя, спящей земли. Первая половина пьесы построена на звучании низких регистров струнных инструментов, вторая, как бы колыбельная песня, появляется у засурдиненных труб и переходит в хор скрипок, играющих в высоком регистре.
Последняя часть сюиты - "Время, вперед!" представляет собой музыкальное воплощение безостановочно бегущего времени. Эта исключительно яркая находка композитора снискала себе самую широкую известность. Использованная в целом ряде кинофильмов, теле- и радиопередач, эта музыка, соединяющая в себе одновременно стремительность и мощь, действительно, может служить символом нашего времени.

Записи Всесоюзного радио, 1974, 1975 гг.

конверт - МОЗГ. Зак. 11. Тир. 3000