В огромном репертуаре народной артистки СССР За р ы Долухановой, насчитывающем сотни вокальных произведений самых различных авторов и стилей, от старинных итальянских арий, сочинений Баха и Генделя до «Колыбельных песен» Бриттена, особое место занимает музыка советских — армянских и русских — композиторов.
Необъятный мир вокальных образов Прокофьева, редкая сосредоточенность, целомудренность романсов Мясковского, глубина и содержательность музыки Шапорина (особенно романсов на стихи Пушкина и Блока), тонкая лирическая графика цикл! «Родные пейзажи» Кочурова — все эти столь различные образные миры нашли в лице Долухановой превосходного истолкователя. В репертуаре певицы произведения Глиэра, Ииполитова-Иванова, Ракова, Коваля, армянских советских композиторов—Спендиарова, Арутюняна, Хачатуряна, армянские народные песни в обработке А. Долуханяна и многие другие образцы советской вокальной лирики.
«За много лет концертной жизни я пришла к твердой уверенности: нет ограничительных рамок в выборе программ, нет репертуарных и нерепертуарных произведений», — говорит Зара Долуханова. И поэтому певица неустанно ищет новые имена, новые талантливые произведения, многим из которых она дает путевку в жизнь.
***
Первые сочинения М. Таривердиева появились в 1956 году, когда молодой композитор был еще студентом Музыкально-педагогического института им. Гне-синых по классу профессора Арама Ильича Хачатуряна. Созданные вскоре после окончания института концерт для голоса с оркестром, вокальный цикл на стихи В. Маяковского, музыка к кинофильмам «Человек идет за солнцем» и «Мой младший брат» привлекли внимание своеобразием, смелостью музыкальных средств, точным чувством времени. Последующие сочинения М. Таривердиева, в том числе вокальные циклы на стихи Л. Мартынова и Б. Ахмадулиной, выражают новаторские поиски композитора в области выразительных средств, языка, художественных приемов. В его романсах органически сплавлены острая своеобразная мелодика, характерная речевая декламация, интонации современной лирической песни. При этом лучшие композиции Таривердиева всегда отличают эмоциональная искренность, чувство меры и художественный вкус.
Цикл на стихи Л. Мартынова создан в 1962 году. Три романса — «Вечерело», «Вода» и «Листья» — выполнены в яркой изобразительной манере. Первая и заключительная части цикла — образцы тонкого музыкального пейзажа. Во втором романсе использованы приемы, подчеркнуто заостряющие сатирическое звучание стихотворения Мартынова («ей жизни не хватало — чистой, дистиллированной воде»).
Вокальный цикл на стихи Б. Ахмадулиной написан в 1964 году. Открывающий его «Старинный романс» очень распевен, его неспешное мелодическое движение создает обаятельный, чуть грустный образ. Совсем иной, острый, исполненный иронии и едкого сарказма характер носит второй романс — «Я думала, что ты мне враг». Разнообразием эмоций — от мягкой, добродушной улыбки до горьких, тоскливых реплик — отличается заключительный романс «Пятнадцать мальчиков», написанный в свободной импровизационной манере.
Образы армянского народного искусства нашли самое разностороннее воплощение в творчестве композиторов советской Армении. Обаятельный напев лирической песни «Крунк» («Журавль») использовал в своей тонкой обработке А. Долуханян (запись напева сделана автором).
В духе светлых, жизнерадостных народных песен написана «Застольная» А. Хачатуряна на слова А. Граши.
Начиная с глинкинских времен творчество Пушкина, глубина и совершенство его образов, необычайная музыкальность его поэтического языка неизменно привлекают к себе внимание композиторов. Значительный вклад в музыкальную пушкиниану внесли и советские композиторы. К произведениям Пушкина обращались в своем творчестве Прокофьев, Шостакович, Мясковский, Шапорин и др. К числу лучших воплощений пушкинской поэзии в советской музыке следует отнести и романсы Г. Свиридова (два из них представлены на пластинке), созданные в 1935 году и опубликованные в 1937 году, к столетию со дня смерти поэта. Композитор глубоко постиг неповторимый мир пушкинских стихов, его совершенную простоту и гармонию. Романсам Свиридова присущи сосредоточенность, благородная сдержанность в выражении поэтического чувства, цельность музыкальных образов, удивительная красота и свежесть мелодики, пронизанной русскими песенными интонациями.
«Роняет лес» приближается по своему характеру к элегии — столь излюбленному жанру русской вокальной музыки. Сдержанный и выписанный скупыми красками, романс воплощает и сумрачные раздумья поэта, и холодный осенний пейзаж, который подчеркнут графичными линиями фортепианного сопровождения, и страстное излияние лирических чувств.
В «Зимней дороге», так же как и в предыдущем романсе, привлекает прежде всего чистый, истинно русский колорит. Традиционный образ русской тройки выполнен с удивительной пластичностью. Средний эпизод (романс написан в трехчастной форме), воссоздающий лирические мечты поэта, отличается прозрачным, хрупким мелодическим рисунком.
Романс-песня «Осенью» на слова М. Исаковского, созданный Свиридовым в 1958 году, вклюген автором в цикл «Лесная сторона» Несмотря на большое разнообразие музыкальных тем и настроений, романс очень органичен по форме, выдержан в едином интонационном строе. Чувства глубокой любви к Родине, поэтические раздумья о красе родной стороны сообщают музыке светлый., жизнеутверждающий тон.
Песня «Весна монастырская» на слова С. Городецкого написана И. Стравинским в 1907 году и впервые исполнена на собрании петербургского кружка «Вечера современной музыки». В ней отразился тогдашний интерес композитора к русской старине. В сложном музыкальном повествовании — два противоположных образа, два мира: мир застывшей монастырской жизни с ее отрешенностью от всего земного и мир живых человеческих чувств, пробужденных весной. Широкого дыхания мелодия наполняет всю среднюю часть романса, рельефно контрастируя с монотонными крайними эпизодами.
В конце 1944 года для конкурса, объявленного Комитетом по делам искусств, С. С. Прокофьевым, были сделаны 10 обработок русских народных песен, записанных в северных районах России и в Воронежской области. Композитор творчески свободно претворил мелодии и тексты народного первоисточника. На основе самобытных образцов музыкального фольклора создал глубоко современные по языку и эмоциональному строю произведения. «В лете калина» (напев записан А. В. Рудневой) — величавая свадебная мелодия, гармонизованная в духе древнего сурового напева.
К числу подлинных шедевров вокальной музыки Прокофьева принадлежит песня «Зеленая рощица». Ее основной напев записан М. Е. Пятницким в 1916 году в городе Усмани Воронежской области и позднее расшифрован Е. В. Гиппиусом. Форма песни трехчастная. В среднем эпизоде использована другая народная мелодия — протяжная песня Вологодской области «Сказали, не придет» (из записей 3. В. Эвальд). Оба напева удивительно органично сочетаются в обработке Прокофьева, создавая потрясающее повествование о трагической любви русской девушки. Впоследствии Прокофьев использовал мелодию «Зеленой рощицы» в опере «Повесть о настоящем человеке».
Н. ТАНАЕВ