Среди корифеев дирижерского искусства Вильгельм Фуртвенглер по справедливости должен быть назван одним из первых. Артистическая карьера его развивалась на редкость стремительно. Начав свою деятельность в небольших городах, он в 1915 году получил приглашение на ответственный пост руководителя оперного театра в Маннгейме. Через пять лет он дирижирует симфоническими концертами Берлинской государственной оперы, а спустя еще два года сменяет А. Никиша на посту руководителя оркестра Берлинской филармонии. Одновременно он становится постоянным дирижером другого старейшего оркестра Германии — лейпцигского Гевандхауза. С этого момента начинается расцвет его деятельности. В 1928 году немецкая столица присваивает ему почетное звание «городского музикдиректора» в знак признания выдающихся заслуг. Слава Фуртвенглера распространяется по всему миру, опережая его гастроли в европейских странах и на американском континенте. Его имя становится известным и в нашей стране.
Фуртвенглер — художник вдохновенного порыва и глубокого интеллекта. Тщательное следование авторской партитуре никогда не превращалось у него в пунктуальность: каждое новое исполнение становилось подлинным актом созидания.
В историю музыкального искусства Фуртвенглер вошел как непревзойденный интерпретатор творений немецкой классики. Лишь немногие могли сравниться с ним в глубине и захватывающей силе воплощения симфонических произведений Баха, Бетховена, Брамса, Брукнера, опер Моцарта, Вагнера. В лице Фуртвенглера нашли также чуткого истолкователя сочинения Чайковского, Франка, Сметаны, Дворжака. Охотно исполнял он и современную музыку, вместе с тем решительно отвергая произведения, отмеченные кривляниями модернизма.
В некрологе, опубликованном Министерством культуры ГДР после смерти артиста, говорится: «Заслуга Вильгельма Фуртвенглера состоит прежде всего в том, что он открывал и распространял великие гуманистические ценности музыки, с великой страстностью защищал их в своих сочинениях. В лице Вильгельма Фуртвенглера Германия была едина. В нем была вся Германия. Он способствовал целостности и неделимости нашего существования».
Сезар Франк родился в бельгийском городе Льеже. В 1837 году он поступил в Парижскую консерваторию, которую успешно окончил по трем специальностям — фортепиано, органа и композиции. Франция становится второй родиной Франка.
Симфония ре минор, написанная в 1888 году, не имеет программы, и автор не оставил комментариев к ней, но замысел симфонии ясен.
На протяжении всех трех частей симфонического цикла Франк сопоставляет два образа, глубоко различных по характеру: один — мрачный, тревожный, другой — светлый, лирический.
Первая часть начинается медленным вступлением (Lento). Откуда-то из глубины басового регистра (альты, виолончели, контрабасы) подымается сумрачная, полная тревоги тема. Ей отвечает нежная, трепетная мелодия скрипок. Создается впечатление напряженного диалога* столкновения. Нарастающая волна приводит к первой теме сонатного аллегро, в которой интонации вступления динамически переосмысливаются, приобретая характер страстного порыва. Но стремительный взлет ее внезапно обрывается. Снова поднимается тревожная вступительная тема, и снова ее сметает, и на этот раз окончательно, неудержимое движение аллегро, увенчивающееся светлой, радостной темой.
За торжество этого образа и развертывается напряженная борьба, которая драматически обострена в первой части симфонии. Вплоть до последних тактов ее постоянно прорываются интонации темы вступления, которые звучат как мрачное напоминание о силе, преграждающей дорогу к счастью.
Во второй части симфонии — Allegretto — происходит разрядка тех страстных волнений, которые были в начале. Композитор переключает внимание слушателей в мир ясных, светлых представлений о жизни.
Вторая часть содержит два раздела, взаимно оттеняющих и дополняющих друг друга.
Первый основывается на народных песенных интонациях, сохраненных во всей их простоте. Уже вступительные аккорды арфы и струнных инструментов создают ощущение ничем не смущаемого покоя, раскрывающегося в чудесной мелодии, поющейся английским рожком. Плавное, неторопливое течение этого раздела сменяется оживленным движением скрипок с сурдинами, обостренный ритм которого приближает второй раздел к скерцо.
Финал симфонии — итог предшествующего развития. В этой части мы встречаемся с рядом тем — и новых, и тех, что уже звучали раньше. До последних тактов финала композитор не ослабляет драматического напряжения. Он снова, в последний раз, сталкивает два различных образа. Особенно напряженно этот конфликт звучит в коде (заключении) финала, когда снова встречаются две центральные темы всего цикла, знакомые слушателям по первой части. Симфония заканчивается ослепительным мажорным звучанием всего оркестра.