

В авторском жанре таким светлым голосом и такие чистые песни не пел никто. Веры Матвеевой нет, но песни ее остались. Они звучат практически на всех фестивалях и слетах. Вот уже более десяти лет с ее песнями выходят на сцену исполнители разных поколений - и молодые, и те, кто сам слушал Веру.
… Она пришла в нашу компанию не начинающим автором: чуть не половина ее песен уже была написана. Она не была робкой и застенчивой. Она не выносила компромиссов. Ей многое не нравилось в нашей жизни, об этом она говорила прямо, и поэтому некоторые считали ее слишком резкой. В песнях была она вся, но мягче, романтичнее. Каждая песня писалась ею про самое себя, про свою жизнь - для какого-то близкого человека; после важного разговора, когда она соглашалась или спорила с кем-то; о своей любви и даже о своей смерти. Она не играла в песнях - они были частью ее жизни, души, ее поступком. Вера писала песни,как пишут письма. Она пела так, что ее личное стало всеобщим - пела, не дробя чувств и не анализируя их осколки; видимо, трудно найти человека, у которого не нашлось бы точек соприкосновения с ее цельной чистой душой. Ее песни с трудом вмещаются во внешнюю, официальную биографию, и только кое где, как бы намекая, факты жизни указывают то на выбор темы, то на тот или иной образ. Вера родилась после войны, в 1945 году, на Дальнем Востоке, в семье военного. Ребенком была в Пекине, видела китайские пагоды. После Дальнего Востока - город Химки под Москвой. Окончила МИСИ в 1970 году. Пела с детства, но большая часть песен написана в 1967 …- 1974 годах. В течение четырех лет участвовала в концертах, фестивалях и слетах авторской песни. Умерла в августе 1976 года, так и не увидев свою первую пластинку, вышедшую в конце семидесятых годов. На ней было записано пять песен… Прошло почти десять лет. И вот еще одна веха - альбом, на котором песен во много раз больше. А всего их более пятидесяти, и каждая из них очень нужна людям.
B. Бережков, А. Мирзаян, В. Луферов
Песни Веры Матвеевой не «парадная» лирика и не вымученное «профессиональное» страдание. Они для тех, кто духовно богат, кто в сегодняшнем гремящем и спешащем веке может услышать вздох одиночества, кто безоговорочно, всем сердцем верит, «что хватит всем воды из родника».
Чтобы проникнуть в глубину Вериной поэзии, нужно вслушаться хотя бы в одно ее пояснение к песне «Пер Гюнт» («Читайте Ибсена»): «Дело в том, что я в детстве читала эту сказку Ибсена, и очень она мне понравилась, но я, видимо, не совсем усвоила ее. Я единственное запомнила оттуда, что была такая девушка Сольвейг, которая всю жизнь прождала Пер Гюнта, а он по каким-то обстоятельствам не смог к ней вернуться… У них это, видимо, фольклорный персонаж. Этот
Пуговичник ходит по земле с оловянной плошкой, собирает вот таких неудавшихся людей и переплавляет их: авось в следующем рождении они все-таки будут хорошими или уж плохими совсем. …И тут он все вспомнил. Он узнал эту
Сольвейг… он упал к ее ногам и говорит: «Подтверди ты,что я тебе изгадил всю жизнь, я очень плохой». Она ему возьми да и скажи: «Ты сделал мою жизнь песней…» Творчество Веры свело вместе людей, живущих в разных городах: ленинградку Галину Богдановскую и Елену Лебедеву из Днепропетровска. Сегодня они дают вам возможность опровергнуть высказанное некогда суждение, что «вряд ли кто решится исполнить песни после Веры». Но у человека светлого, легко ранимого, убежденного до последней минуты такой короткой жизни в том, что «у реки было сто начал и тысяча концов», не могло не остаться тех, кто любит, знает и поет его песни!
A. Яшунская