Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
,,Всенощное бдение" - это композиция из пятнадцати песнопений. Десять построены на различных вариантах знаменного распева, пять (№ 1, 3, 6, 10, 11) написаны Рахманиновым на собственные темы. Композитор всюду придерживался стилистики древнерусской певческой традиции, оттеняя моменты связи с фольклором. В цикле переплетаются лирика, эпос и драма, элементы философского размышления, картинности, сюжетного действия. Вступительный номер „Приидите, поклонимся" - хоровой призыв, отмеченный чертами архаики.
Следующие пять номеров цикла образуют его первую часть - Вечерню. В ней преобладают небольшие разделы, лирические по выражению, наделенные чертами народной жанровости. Подобно умиротворенным колыбельным звучат песнопения ,,Свете тихий" (No 4), „Ныне отпущаеши" (No 5), „Богородице дево, радуйся" (No 6). Оттенок колыбельности есть и в сочиненном Рахманиновым на собственную тему “Блажен муж“ (No 3).
Мягкая лиричность, „вечерний" поэтический колорит свойственны и повествовательному песнопению „Благослови, душе моя14 (No 2). Временами в музыке возникают изобразительные моменты.
Вторая часть цикла - Утреня. Ее центр - шесть песнопений (No 7-12). В них выступает эпическое начало, народно-массовая образность, музыкальное письмо становится фресковым, композиции укрупняются.
Таковы песнопения „Хвалите имя Господне" (No 8) и „Воскресение Христово видевше“ (No 10). Они построены на суровых, ритмически энергичных напевах. Своеобразным фрагментом духовной оратории предстает один из самых оригинальных номеров цикла - „Благословен еси Господи" (No 9). В нем есть сюжетность: женщинам, пришедшим к месту погребения Иисуса, ангел сообщает о чуде воскресения из мертвых. Музыка заключения („Слава Отцу и Сыну"), полная внутреннего возбуждения, передаст чувства ужаса и восторга. Тема, написанная композитором на основе знаменных интонаций, позднее была им введена в финал „Симфонических танцев“.
Центральный раздел Утрени обрамляется двумя песнопениями, в их основу взята одна знаменная мелодия "Слава в вышних богу".
Открывающее Утреню „Шестопсалмие" (No 7) - род музыкального пленэра. Возникает представление о светлом утреннем небе, воздушной бездне, заполненной гимнической мелодией.
„Славословие великое" (No 12) - самая грандиозная музыкальная фреска всего цикла. С изумительной музыкальной фантазией и мастерством композитор построил целое из развития короткой попевки, состоящей из четырех звуков. Видоизменяя напев, Рахманинов создает из него множество мелодических вариантов. Они развертываются как многоголосная и, несмотря на сложное строение, стройная музыкальная ткань.
Последние три номера (No 13—15) воспринимаются как финал цикла. Здесь представлен камерно-лирический вид песнопения, типичный для Вечерни, и композиции крупные, характерные для Утрени. Но, в отличие от предшествующего, они имеют не „оперный", а „инструментально-симфонизированный" облик, хор в них используется как однородный оркестровый состав.
А. Кандинский

Государственный камерный хор Министерства культуры СССР под руководством Валерия Полянского - молодежный коллектив, хотя за его плечами уже значительный творческий путь. Возникший в Московской государственной консерватории как студенческий ансамбль любителей хорового музицирования в 1971 году, камерный хор быстро приобрел творческий профессионализм, известность и авторитет. В 1975 году хор завоевал первую премию на конкурсе полифонических хоров в Ареццо (Италия), а его руководитель В. Полянский был признан лучшим дирижером конкурса, получил высшую оценку публики и критики.

S. Rachmaninov wrote “Vespers” in 1915. It is a work of large scope, fully in keeping with the requirements of the genre and style of church music. At the same time “Vespers" bears the mark of the composer’s unbounded imagination and isimbued with the poetry of antiquity and the enchantment of Russian folk art.
“Vespers” consists of fifteen chants. Ten of them are based on various versions of the znamenny chant, five (Nos 1, 3, 6. 10, 11) - on Rachmaninov's own themes. Throughout the whole work the composer never deviates from the stylistics of old Russian singing tradition, accentuating the parts linked with folklore. Lyricism, eposand drama, elements of philosophical meditation, vivid imagery and action development are closely interwoven in this cycle.
The USSR Ministry of Culture Chamber Choir directed by Valeri Polyansky is an experienced mature ensemble though most of its members arc young people. Founded as a students’ ensemble at the Moscow Conservatoire in 1971. the Chamber Choir acquired a high professional skill, fame and authority. In 1975 the Choir got the First Prize at the Polyphonic Choir Competition in Arezzo (Italy) and the Choir artistic director and conductor. V. Polyansky was voted the best conductor of the competition and highly praised by the public and critics.