Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Неизвестный Утесов? Справедлив ли выбор такого названия? Разве «Парень кудрявый», «Му-му», «Прощальная комсомольская», «Сердце», наконец, мало издавались? Разве у подлинных коллекционеров нельзя обнаружить утесовские «Гоп со смыком» и «С одесского кичмана»? И вообще, можно ли нарекать программу «неизвестной», если песни, включенные в нее, выпускались на дисках?
Дабы избежать столь закономерных вопросов, объясним.
Из 24-х произведений, вошедших в представленную программу, 15 появляются впервые и для большинства слушателей действительно являются неизвестными. Но и остальные песни даются в вариантах, в свое время по разным причинам мало звучавших и до сих пор на «долгих» пластинках не появлявшихся.
В обращении к вариантам есть закономерности. Во-первых, временная разница. То же «Сердце» отстоит от известной первой записи 1935 года более чем на 15 лет. Утесов дает по существу новое прочтение одной из коронных вещей своего репертуара.
Во-вторых, любителям эстрады будет небезынтересно познакомиться с утесовскими трактовками, и не столь далеко от первоначальных отстоящими. Такое знакомство позволит еще раз убедиться в справедливости истины — у настоящего художника каждое исполнение неповторимо, своеобразно, отлично от других.
В-третьих, Утесов не случайно записывал порой одну и ту же песню не один раз. Показательна здесь всем знакомая «Маркиза».
На пластинках было записано в разные годы три варианта исполнения, но самый лучший — третий исчез. И вот недавно этот исчезнувший диск нам прислал коллекционер из Винницы Валентин Константинович Марковский. Как выяснилось, пластинку с третьим вариантом «Маркизы» выпустило в 1939 году грампроизводство Всесоюзного радиокомитета, но только в пробных экземплярах, ставших сегодня раритетом.
Ряд произведений Леонид и Эдит Утесовы спели для новинки конца 30-х годов — небьющихся пластинок из ацетилцеллюлозы.
В программу «Неизвестный Утесов» включен и ряд записей, сделанных в годы войны. Несколько записей, сделанных в небольшой студии Ленинграда, где при всем желании весь джаз Утесова уместиться не мог, дают возможность хоть в малой степени составить представление о репертуарных поисках певца и его коллектива в тот период конца 40-х — начала 50-х годов.
Глеб Скороходов
* * *
Unknown Utyosov. Is the choice of such a title correct? Haven’t the songs «Curly-Headed Fellow», «Heart», «Mu-Mu», «Farewell Komsomol Song» been little released? Can’t you find
«Hop So Smykom» and «From Odessa Jail» in true collectors’ homes? And in general, can we call the programme «unknown» if the songs from it have been released on LPs?
In order to avoid these natural questions, we’ll explain everything. From 24 works of this programme, 15 songs appear for the first time and are really unknown for the majority of listeners. All the rest are given in variants, for some reasons little heard and not released on LPs.
There are regularities in turning to the variants. First of all it is a temporal difference.
«Heart» is away from the widely known first recording of 1935 for more than 15 years. Utyosov in essence gives a new reading of his hit.
Secondly it will be interesting for the variety music lovers to listen to Utvosov’s interpretations. It will give one the opportunity to make sure of correctness of truth, that each performance of a genuine artiste is unique, different from others.
Thirdly, Utyosov recorded one and the same song several times not by chance. Well known «Marquise» was recorded on LPs in three different variants, but the best variant got lost. And only not long ago the collector from Vinnitsy V.Markovsky, sent this disc to us. As we have learnt the LP with the third variant of the song was released in 1939 by the All-Union Radio Committee, but only on samples which became rarity.
A number of recordings made during the war-time are included in the programme too. Some of them were made in a small studio and give the opportunity to form the idea of repertoire
searches of the singer and his band in the end of 40s — beginning of 50s.