В современной музыке творчество Вячеслава Артёмова – крупное явление, обладающее редкостной широтой стилистического диапазона – от медитативной «Симфонии элегий», с её затаённым, астральным звучанием, до грандиозных страстей и симфонии «Путь к Олимпу». Для тех, кто не пожалеет усилий и настроит свое и духовное самосознание на волну излучений этой музыки, обнажится её высокий смысл, идеальная цель в неодолимом стремлении к совершенству, полному самораскрытию личности.
Такова симфония «Путь к Олимпу» (1978-1984), монументальная по масштабам и внутреннему содержанию, первая часть задуманной композитором тетралогии «Симфония Пути». Идея непрерывного, неустанного становления, преодолевающего препятствия и соблазны и потому трудного, исполненного напряжения мысли и чувства, – духовный стержень «Пути к Олимпу». Эта идея раскрывается в развертывании звучаний – от отдельного тона до многосложных звуковых комплексов, заполняющих музыкальное пространство. Олимп осознается композитором как символ недосягаемого идеала совершенства, цель духовных стремлений человека.
Нетрудно уловить преемственную связь симфонии «Путь к Олимпу» с коренными традициями русской художественной культуры, в лучших творениях которой из глубины веков звучит призыв к восхождению на вершины духовности, к нравственному очищению. Вместе с тем, симфония Артёмова органично вписывается в развитие современной европейской музыки, позволяет ощутить ценность характерного для нее поворота к познанию той бесконечности, которая открывается при погружении в глубины внутреннего мира человека, и одновременно – к проникновению в высшее бытие, угадываемое при созерцании безбрежных просторов космоса.
М. Тараканов, доктор искусствоведения
“In memoriam” (1968-1984) – симфония с солирующей скрипкой – одно из центральных произведений Артёмова. Это страстная исповедь, посвященная тому периоду, когда личность, вступая в пору зрелости, оплакивает идеалы юности и, вместе с тем, в огне крушений обретает абсолютную истину, становящуюся основой для более умудренного и проницательного взгляда на мир, на ценности, на бытие духа. Жанр “In memoriam” именно симфонический, и о концертировании здесь можно говорить лишь настолько, насколько концертирующим может представиться внутренний голос человеческого «я» на фоне целостного «я». Самопознание духа в “In memoriam” осмысляется как синкретическая стадия в эволюции личности и мира, которая преодолевает их самодовлеющую замкнутость и, рождая время, открывает путь к бесконечной недосягаемости цели.
В. Зайдель
Симфоническая поэма “Tristia” («Скорбные песни») – образец характерного для творчества Артёмова тонкого инструментального письма, наделенного почти осязаемой чувственной выразительностью. Образ времени воплощен в медленно тянущихся гармонических пластах, утяжеленных подземным гулом низких тонов органа. Ему противостоят действующие в особом ритме, независимо от струнных, ностальгические голоса солирующих фортепиано и трубы, чьи хрупкие индивидуальные жизни пульсируют в поэме на фоне скорбного исхода жизни всеобщей. В скрещении двух образно-символических линий – неумолимого хода времени и воли человека к бессмертию – материализуется многомерный музыкальный смысл поэмы. Воспринятый целостным, он потрясает своими противоречиями, провоцируя в сокровенной глубине чувство просветления.
В. Любецкая