Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) – крупнейший российский композитор своего времени. Начав творческую деятельность в период расцвета европейского музыкального классицизма, он охватил широкий круг стилевых и жанровых явлений XVIII века, чрезвычайно своеобразно и плодотворно преломив их на почве музыкальной культуры России. Певчий придворного хора в Санкт-Петербурге, затем ученик знаменитого Бальдассаре Галуппи в Италии (в 1770-е годы), затем капельмейстер Придворной певческой капеллы и учитель музыки великой княгини Марии Фёдоровны (1780-1796) и наконец директор Капеллы на протяжении тридцати лет, до самой своей смерти. Бортнянский оказал огромное воздействие на творческую и общую музыкальную культуру страны.
Его музыка отличается красотой и вкусом, классицистской благородной простотой и российско-украинской задушевностью и непосредственностью, сердечным лиризмом. Бортнянский – автор опер в стилях итальянской оперы-сериа и французской комической оперы. Его перу принадлежит также ряд камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Но основной сферой приложения его творческий сил явилась хоровая музыка, создание которой было одним из главных условий его придворной службы. Написанная для придворной церкви, она мгновенно распространялась по всей России, пользуясь огромной популярностью как у владельцев крепостных капелл, так и у простых любителей музыки.
Хоровые концерты Бортнянского представляют собой одну из вершин большого и своеобразного пласта музыкального творчества XVIII века, уникального в Европе,– хорового концерта a capella. Бортнянский – крупнейший мастер этого жанра, создал в нем около ста сочинений. Не все они сохранились, не все атрибутированы Бортнянскому, долгое время бытовав как анонимные. Однако большая их часть дошла до потомков в виде отредактированного и изданного самим автором в конце его жизни собрания, включившего 35 четырёхголосных концертов, 10 двухорных и ряд сочинений полуконцертного-полулитургического склада. Как бы ни менялось отношение к этим сочинениям за полтора столетия после смерти Бортнянского, они неизменно занимают важное место в истории русской музыки, любимы как исполнителями, так и слушателями. За последние два-три десятилетия они всё шире входят в репертуар хоровых коллективов.
Государственный камерный хор Министерства культуры СССР под управлением Валерия Полянского является наиболее верным и последовательным пропагандистом хорового творчества Бортнянского, исполняя его с первых лет своего существования. Давнишняя мечта В. Полянского, откристаллизовавшаяся в замысел, а теперь становящаяся реальностью,– запись всех 35-ти четырёхголосных концертов. Слушатели могут оценить художественные достоинства и многообразие этих сочинений, ощутить дух русского искусства XVIII века.
Камерный хор В. Полянского существует с 1972 года и первое своё десятилетие существовал как студенческий коллектив Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В 1975 году хор завоевал первую премию на конкурсе полифонических хоров в Ареццо (Италия), а его дирижер Валерий Полянский был признан лучшим дирижером конкурса. Валерий Полянский – дирижер широкого профиля. Известны его яркие работы в оперном театре и с симфоническими оркестрами. Выпускник Московской консерватории, обучавшийся хоровому дирижированию у Б. Куликова, а оперно-симфоническому – у О. Димитриади и Г. Рождественского (в аспирантуре), В. Полянский неизменно проявляет себя как яркий, чрезвычайно артистичный музыкант, безупречный профессионал, тонкий и своеобразный интерпретатор.
- М. Рыцарева.