Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Осенью 1964 года Джульетта Симионато приняла участие в гастролях Миланского театра „Ла Скала" в Москве. Не будет преувеличением сказать, что выступления певицы навсегда остались в памяти тех, кому довелось слушать ее в концертах, и, особенно, в опере Верди „Трубадур", где Симионато исполнила одну из своих коронных ролей — Азучену. Перед публикой предстала очень темпераментная, яркая артистка, сочетающая выдающиеся вокальные данные с большим драматическим талантом. Верхний регистр ее уникального голоса приближался по звучанию к драматическому сопрано, а пышные и насыщенные контральтовые ноты напоминали звук органа. Каждая фраза, каждый акцент в ее исполнении приобретал художественную значимость, поразительную рельефность. В основе интерпретации Симионато был глубокий драматизм, порой даже „плакатность" эмоций, но без манерности или надрыва. Поразительно мастерство, с которым певица находила разные для каждого оттенка чувств свои звуковые краски, с фантастической легкостью переходя от крайне высоких нот сопранового регистра к мрачным, жгуче-темным „низам". Все значительные эпизоды в партии Азучены, включая ее песню и рассказ, дуэт с Манрико во 2-м действии, и, особенно, сцену в лагере графа ди Луна (первая картина 3-го действия), артистка исполнила с необыкновенной экспрессией и пламенностью чувства. Гастроли в Москве были последними спектаклями Симионато. В следующем сезоне знаменитая певица покинула оперную сцену.
Джульетта Симионато родилась 15 декабря 1910 года в итальянском городе Форли. Пению обучалась в Ровиго у Этторе Лукателло и в Милане у Гвидо Палумбо.
В возрасте двадцати трех лет приняла участие в конкурсе вокалистов во Флоренции и заняла первое место. Этот успех позволил ей войти в стажерскую группу молодых певцов при флорентийском театре „Комунале", на сцене которого Джульетта впервые выступила в 1935 году. В сезоне 1939/40 года она дебютировала в „Ла Скала" (эпизодическая роль в опере Масканьи „Друг Фриц"), в 1942 году спела здесь партии Розины в оригинальной меццо-сопрановой редакции („Севильский цирюльник" Россини) и Керубино („Свадьба Фигаро" Моцарта).
В 1947 году Артуро Тосканини пригласил Симионато выступить в театре „Ла Скала" на торжествах, посвященных Арриго Бойто. Это событие сыграло большую роль в артистической судьбе певицы и положило начало ее широкому признанию. В том же году она поет партию Керубино на Эдинбургском фестивале, а через несколько лет имя Джульетты Симионато появляется на афишах крупнейших оперных театров мира. С огромным успехом проходят ее гастроли в лондонском „Ковент-Гарден" (впервые в 1952 году, когда она выступила как партнер Марии Каллас в „Норме" Беллини, „Аиде" и „Трубадуре" Верди), парижской „Гранд опера", буэнос-айресском театре „Колон", Венской государственной опере. В 1953 году Симионато впервые выступила в США: на сцене оперного театра Сан-Франциско она пела в „Вертере", „Борисе Годунове" и „Кармен", а осенью 1954 года в чикагском „Лирическом театре" — в „Норме", „Севильском цирюльнике" и снова в „Кармен". В 1957 году артистка становится одной из „звезд" Зальцбургского фестиваля, где принимает участие в спектаклях „Фальстаф", „Дон Карлос" и „Трубадур" Верди „Орфей и Эвридика" Глюка (всеми спектаклями дирижировал Герберт фон Караян).
В 1959 году певица с триумфом дебютирует в нью-йоркской „Метрополитен опера".
В этот же период Симионато продолжает регулярно выступать и на сцене „Ла Скала". Здесь среди наиболее значительных ее достижений в 50—60-е годы — Джейн Сеймур („Анна Болейн" Доницетти, с М. Каллас, 1957), Фенена („Набукко" Верди, с А. Черкуэтти и Э. Бастианини, 1958), Кармен („Кармен" Визе, с Ди Стефано, 1954, и с Ф. Корелли, 1959), Дидона („Троянцы" Берлиоза, 1960), Далила („Самсон и Да-лила", с Дель Монако, 1961), Валентина („Гугеноты" Мейербера, 1962); в этом спектакле участвовали, помимо Симионато, такие выдающиеся исполнители, как Д. Сазерленд, Ф. Корелли, Ф. Коссотто, Н. Гяуров, Д. Тоцци), Арзаче („Семирамида" Россини, с Д. Сазерленд, 1962), Сантуцца („Сельская честь" Масканьи, с Ф. Корелли, 1963), Адальжиза („Норма" Беллини, 1965).
Репертуар Джульетты Симионато насчитывал семьдесят партий. Один из критиков писал: Симионато представляет собой законченный тип артистки, которая великолепно чувствует себя в сфере драматического, комедийного или жанрово-характерного. В „Севильском цирюльнике" она искрометна, блестяща, вся светится каким-то озорством и лукавством, в „Самсоне и Далиле" пленяет лирической экспрессией большой силы, в „Золушке" — филигранной отточенностью колоратур и подлинно россиниевским brio, наконец, в „Кармен" — психологической глубиной постижения самой сути характера своей героини, в которой были и лирика, и пафос, и бравада, и отчаянная решимость. В вокальном отношении она представляла собой феномен. Когда Симионато пела сопрановые партии (Валентину в „Гугенотах" или Сантуццу в „Сельской чести"), поражала беспредельность звучания ее голоса — яркого, сочного, теплого.
На протяжении всего диапазона он был удивительно ровным, гибким, мягким, это был материал, из которого артистка „лепила" фразу за фразой, добиваясь прямо-таки скульптурной осязаемости вокальной линии.
Отсюда брала начало обжигающая страстность и захватывающая выразительность ее исполнения."
В репертуаре Симионато была представлена и русская оперная классика. В „Борисе Годунове" артистка пела четыре роли (Марину Мнишек, царевича Феодора, Хозяйку корчмы и Мамку), в „Хованщине"—Марфу, в „Садко" — Любаву. Хотя большинство любителей музыки в разных странах мира знало Джульетту Симионато прежде всего как выдающуюся вердиевскую певицу, сама артистка в числе своих любимых ролей называла также Золушку, Миньон и Кармен (в одноименных операх Россини, Тома, Визе).
В. Т и м о х и н