Замысел прозрачной и веселой «Классической» симфонии ре мажор, соч. 25 был прямым продолжением прокофьевского «классицизма», зародившегося еще в консерваторские годы. Композитор задумал симфонию в стиле, близком венским классикам. «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял кое-что от нового. Такую симфонию мне и захотелось сочинить». Скромная фактура и прозрачная оркестровка в манере XVIII века должны были сочетаться в ней с «налетом новых гармоний».
Ранее всего, еще в 1916 году, был сочинен популярнейший Гавот, ставший третьей частью симфонии; тогда же были сделаны наброски первой и второй частей. Эскизы финала, сделанные в 1916 году, Прокофьев начисто забраковал и написал весь финал заново. 10 января симфония была завершена, композитор посвятил ее Б. Асафьеву. Первое исполнение состоялось в апреле 1918 года в Петрограде (дирижировал автор). Муыка, в сущности, лишена черт реставраторства: ее жизнерадостность, улыбчивый, слегка иронический тон – все это так типично для автора «Гадкого утёнка» и «Мимолётностей». Как бы полемизируя с недоброжелателями, именовавшими его «футуристом», Прокофьев дал новой симфонии наименование «Классическая». Симфония действительно стала классической и еще при жизни автора завоевала всемирное празнание.
Летом 1924 года, отдыхая в вандейской деревушке на берегу океана, Прокофьев продумывал композицию Второй симфонии ре минор, соч. 40, которую завершил 22 мая 1925 года. 6 июня симфония прозвучала в концерте С. Кусевитского. Критики почти единодушно бранили её. Сам композитор был озадачен сложностями новой симфонии. «Когда послушал, то сам не разобрал, что за штуковина вышла».
Между тем брошенная композитором характеристика её как партитуры «из железа и стали» была односторонней. Обе части («По форме симфония близка последней сонате Бетховепа‚ – писал Прокофьев, – т. е. суровая первая часть и тема с вариациями в качестве последпей») рождают ассоциации, обращенные то к языческой стихии «скифства», то к миру русских сказок и скоморошин или чарующей поэзии северных пейзажей. Это гигантское звуковое полотно воспринимается как современная русская симфония объективно эпического плана. Быть может, в ней сочетались и воздействия Стравинского периода «Весны священной», и отзвуки новой французской музыки, и‚ самое главное, собственные поиски автора.
По книге И. Нестьева «Жизнь Сергея Прокофьева». Москва, 1973 г.
Народный артист СССР Дмитрий Китаенко родился в 1940 году в Ленинграде. В 1963 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу хорового дирижирования у Е.П. Кудрявцевой, а в 1966 году – аспирантуру Московской консерватории у профессора Л.М. Гинзбурга (отделение оперно-симфонического дирижирования). В 1966-1967 годах стажировался и Венской академии музыки и изобразительного искусства у Х. Сваровского и К. Эстеррайхера. В 1969 году Д. Китаенко завоевал вторую премию на I Международном конкурсе дирижеров, организованном в Западном Берлине Г. фон Караяном. С этого времени началась его концертная деятельность в СССР и за рубежом. С 1969 года Китаенко дирижировал в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. С 1976 года он является художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии.