Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
25 ноября 1912 года в партии Антониды («Иван Сусанин») дебютировала на сцене Большого театра замечательная русская певица Елена Андреевна Степанова (р. 1891). С этого времени каждое новое ее выступление становилось украшением любого спектакля, создавая атмосферу блистательного мастерства, одухотворенности, обаятельной естественности.
Е. А. Степанова — ученица известного вокального педагога Максимилиана Полли. Ее сольному дебюту предшествовали несколько лет работы в хоре Большого театра. Став солисткой, пев>ица получила возможность непосредственного творческого общения с крупнейшими мастерами оперной сцены — Шаляпиным, Неждановой, Собиновым, Держинокой, Мигаем, Обуховой, что во многом способствовало быстрому формированию ее артистической индивидуальности. Спустя два месяца после дебюта Степанова успешно спела Микаэлу в «Кармен», затем Волхову в «Садко», Царевну Лебедь в «Сказке о царе Салтане». Партии в операх Римского-Корсакова принадлежали к числу любимейших ею. Марфа, Снегурочка, Панночка, птицы Сирин, Царевна Ненаглядная краса, Шемаханская царица... В каждом из этих музыкальных портретов, наряду с глубоким постижением сокровенного авторского смысла, угадывалась умная и тонкая индивидуальность певицы. Степанова великолепно пела и многие партии в опарах западноевропейских композиторов: Виолетту и Джильду («Травиата», «Риголетто» Верди), Церлину и Констанцу («Дон Жуан», «Похищение из сераля» Моцарта), Эльзу в «Лоэнгрине» Вагнера, Маргариту в «Гугенотах» Мейербера, Ро-зину в «Севильском цирюльнике» Россини, Лакме <в одноименной опере Делиба.
Долгие годы Е. А. Степанова выступала на сцене Большого театра СССР, в Ленинградском театре оперы и балета (1924—1926), гастролировала в театрах Киева, Харькова, Одессы и многих других городов. Она систематически пела и в концертах — камерных и симфонических.
Наряду с камерной вокальной классикой, репертуар певицы включал и многие произведения советских композиторов. Одной из первых Степанова начала петь в концертах романсы Глиэра, Мясковского, Ан. Александрова, Аракишвили, Чемберджи, Левиной. Елена Андреевна была в числе первых исполнителей поэмы С. В. Рахманинова «Колокола» (1914), заслужив благодарную признательность автора. Замечательным событием явилось и ее исполнение партии сопрано в Девятой симфонии Бетховена, прозвучавшей в 1925 году в Ленинграде под управлением Отто Клемперера.
Концертная деятельность Е. А. Степановой приобрела особенный размах в 30-е годы и в период Великой Отечественной войны. Она гастролировала по стране, пела в шефских концертах перед воинами Советской Армии.
Оставив сцену в 1944 году, Степанова продолжала работать с художественной самодеятельностью. Много сил, энергии и любви отдала она благородному делу воспитания народных талантов.
Елена Андреевна Степанова удостоена почетного звания народной артистки СССР, дважды награждена орденом Трудового Красного Знаме ни, первой из артистов Большого театра избиралась депутатом Московского Совета.

* * *

Почти сорок лет продолжалась артистическая деятельность Сергея Ивановича Мигая (1888— 1959). Природа одарила его великолепными вокальными данными. Занимаясь на юридическом факультете Одесского университета, он одновременно учился в Музыкальном училище и, завершив оба курса, решил посвятить себя пению. Исключительные способности Мигая привлекли внимание крупных деятелей театра. В начале 1912 года молодому певцу по рекомендации А. В. Неждановой был предоставлен дебют в Московском Большом театре: успешно исполнив партию Валентина в «Фаусте» Гуно, он был принят в состав солистов.
Шли годы. Они принесли знания, опыт, мастерство. Голос Мигая обрел силу и яркость, что позволило ему значительно расширить репертуар и петь не только лирические, но и драматические баритоновые партии. С. И. Мигай становится од-'ним из ведущих артистов русской оперной сцены, достойным партнером Шаляпина, Неждановой, Собинова, Ершова. Когда на гастроли в Россию приехал знаменитый итальянский певец Маттиа Баттистини, он был вохищен пением Мигая и в течение некоторого времени систематически занимался с ним.
Долгие годы Мигай выступал на сценах Большого театра в Москве и Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова в Ленинграде. Его огромный репертуар включал около девяноста партий. Лучшая среди них — Онегин, которую Сергей Иванович готовил под руководством К. С, Станиславского.
С. И. Мигай был хорошо известен любителям оперного театра не только в Москве и Ленинграде, но и в Тбилиси, Харькове, Баку, Ташкенте. Он много гастролировал по городам нашей страны и с концертными программами. А в последний период жизни целиком посвятил себя камерному исполнительству. С 1942 года Сергей Иванович Мигай был солистом и художественным руководителем вокальной группы Всесоюзного радио. Он спел по радио огромное количество камерных произведений, в числе которых немало забытых и редко исполняемых,
Много сил отдал С. И. Мигай и педагогической деятельности. Он являлся профессором Московской консерватории, автором целого ряда статей по вопросам вокальной методологии.
Весь свой талант, огромный опыт и знания народный артист РСФСР Сергей Иванович Мигай отдал советскому искусству, которому служил искренне и самоотверженно.