Сторона 1 — 21.12
ДЖ. ВЕРДИ (1813 — 1901)
1. Баллада Герцога («Риголетто», 1 д.) — 2.05
Pathe 21205. Москва, 1912 г.
2. Песенка Герцога («Риголетто», 3 д.) — 2.21
Pathe 21213. Москва, 1912 г.
П. МАСКАНЬИ (1863 — 1945)
3. Сицилиана Туридду («Сельская честь») — 2.24
Pathe 21212. Москва, 1912 г.
Ж. МАССНЕ (1842— 1912)
4. Ария де Грие («Манон», 3 д.) — 3.36
Pathe 21204. Москва, 1912 г.
Ш. ГУНО (1818 — 1893)
5. Каватина Фауста («Фауст», 2 д.) — 4.10
Бека Майстер R11105 (196 — С+)
Москва, 1914 г.
Ж. БИЗЕ (1838 — 1875)
6. Романс Надира («Искатели жемчуга», 1 д.) — 3.30
Бека Майстер R11103 (194 — С+)
Москва, 1914 г.
ДЖ. ВЕРДИ (1813 — 1901)
7. Песенка Герцога («Риголетто», 3 д.) — 3.06
Бека Майстер R11106 1/2 (197 — С +)
Москва, 1914 г.
Сторона 2 — 20.23
П. ЧАЙКОВСКИЙ (1840 — 1893)
8. Ария Ленского («Евгений Онегин», 2 д.) — 3.50
Бека Майстер R11095 (186 —С + )
Москва, 1914 г.
Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844— 1908)
9. Песня Левко («Майская ночь», 3 д.) — 3.02
Бека Майстер R11102 (193 —С + )
Москва, 1914 г.
10. Песня Индийского гостя («Садко», 4 к.) — 2.51
Pathe 21210, Москва, 1912 г.
Н. АМАНИ (1872 — 1904)
11. О Боже, как хорош прохладный вечер лета, соч. 6 № 3 (А. Апухтин) — 3.05
Pathe 21207, Москва, 1912 г.
Э. ЛАССЕН (1830— 1904)
12. Но то был сон (Г. Гейне) — 2.28
Pathe 21209, Москва, 1912 г.
Б. ПОДГОРЕЦКИЙ (1873— 1919)
13. Кто возвратит мне (И. В. Гёте)
С. РАХМАНИНОВ (1873— 1943)
14. Сон, соч. 8 № 5
(А. Плещеев из Г. Гейне)
Pathe 21208, Москва, 1912 г.
А. ГРЕЧАНИНОВ (1864 — 1956)
15. Колыбельная, соч. 7 № 4 (М. Я.) — 2.27
Раthe 21206, Москва. 1912 г.
Оркестр компании Pathe (1 —4, 10)
Оркестр под управлением Евгения Букке (5 — 9)
Фортепиано (11 — 15)
Реставратор Е. Дойникова. Редактор П. Грюнберг. Художник Б. Столяров
При реставрации использованы фономатериалы из личного архива С. П. Юдина
Указаны исходные каталожные и матричные (в скобках) номера фонограмм
В истории Большого театра почетное место принадлежит Сергею Петровичу Юдину, оригинальному, самобытному артисту, создавшему ряд блестящих вокально-сценических образов, режиссеру-постановщику запоминающихся спектаклей, педагогу-исследователю принципов вокальной техники. С. П. Юдин был одним из лучших теноров периода 1910 — 1930-х годов, когда и за пределами нашей страны были широко известны имена Д. А. Смирнова, Л. В. Собинова и других его современников. В настоящее время имя артиста основательно забыто. Звуковое наследие С. П. Юдина невелико — все его записи, осуществленные еще в годы юности, вошли в программу этой пластинки. Они свидетельствуют о безусловно значительном таланте артиста, его совершенном вокальном мастерстве, безупречности художественного вкуса уже в начале творческого пути.
Сергей Петрович Юдин родился в Москве 26 июня 1889 года в семье конторского служащего. Разнообразные дарования его проявились еще в детстве. Юдин обучался в «Училище живописи, ваяния и зодчества» (одним из его педагогов был Аполлинарий Васнецов), но увлекся пением и семнадцати лет начал заниматься у Г. А. Алчевского, брата знаменитого тенора. Затем он продолжил обучение у профессора А. М. Додонова, одного из учителей Л. В. Собинова. В 1910 году Юдин производит прекрасное впечатление на пробе в Большом театре, а 14 февраля 1911 года впервые выступает на его сцене в партии Баяна в «Руслане и Людмиле» М. Глинки. Дебют молодого певца прошел успешно, но дирекция не спешила поручать ему центральные партии. Долгое время Юдина «держали» лишь на ролях Индийского гостя в «Садко» Н. Римского-Корсакова и Сино-дала в «Демоне» А. Рубинштейна, где в своей коронной роли блистал знаменитый баритон Г. А. Бакланов. Лишь через два года Юдину удалось в полной мере проявить свой талант в хрестоматийной партии Ленского в «Евгении Онегине» П. Чайковского. Его партнерами были лучшие исполнители ролей Татьяны и Онегина М. Гукова и И. Грызунов, дирижировал Эмиль Купер. Юдин удостоился такого отзыва («Новости сезона» от 23 апреля 1913 года): «Впервые в Большом театре, кроме Собинова, мы услышали и увидели еще одного подлинного Ленского...» Успех был столь значителен, что, по сообщениям прессы, Юдин получил предложение выступить в роли Ленского в театре Казино в Монте-Карло, где тогда выступали лучшие артисты Европы, включая Ф. Шаляпина, Э. Карузо, Ф. Литвин, Д. Смирнова. Молодой артист отказался от этого предложения, считая себя еще не готовым к международному дебюту на таком уровне. В начале 1914 года после конфликта с администрацией, которая по-прежнему держала его на «голодном пайке», Юдин переходит из Большого театра в частную оперу С. И. Зимина и вскоре становится ведущим исполнителем репертуара лирического тенора на его сцене. После первого выступления (партия Гринева в премьере «Капитанской дочки» Ц. Кюи) артист создал образы Джеральда в «Лакме» Л. Делиба, Леопольда в «Еврейке» Ж. Галеви, Герцога в «Риголетто» Дж. Верди, Беппо в «Паяцах» Р. Леонкавалло, выступил в своей «старой» роли — Ленского, спел Альфреда в «Травиате» Дж. Верди, Владимира Игоревича в «Князе Игоре» А. Бородина, заглавную партию в «Фаусте» Ш. Гуно, Альмавиву в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Надира в «Искателях жемчуга» Ж. Бизе, участвовал в постановках новых опер (партии Мури в «Сыне мандарина» Ц. Кюи и Эрекле в «Измене» М. Ипполитова-Иванова). Юдин становится одним из лидеров труппы, соперничавшей с Большим театром. Товарищами Юдина по зиминской сцене были многие выдающиеся певцы (некоторые из них получили известность не только в Москве, но и в театрах Европы и США): сопрано Наталия Сабанеева, Нина Кошиц, Наталия Степанова-Шевченко, меццо-сопрано Вера Петрова-Званцева, тенор Василий Дамаев, баритон Николай Шевелев, басы Николай Сперанский, Капитон Запорожец, Платон Цесевич, польские артисты тенор Игнацы Ды-гас и баритон Тадеуш Орда. В «Риголетто» Дж. Верди Юдин впервые пел в ансамбле с именитыми гастролерами Георгием Баклановым и Лидией Липковской. В «Фаусте» Ш. Гуно, «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, «Юдифи» Л. Н. Серова, в «Моцарте и Сальери» Н. Римского-Корсакова Юдин неоднократно выступал вместе с Ф. И. Шаляпиным (началось их сотрудничество с конфликта, но затем артисты «нашли общий язык» и работали в полном согласии). Одной из значительных удач певца была партия Звездочета в «Золотом петушке» НА. Римского-Корсакова, требующая совершенного владения фальцетом. Эта роль была исполнена Юдиным уже в театре Московского Совета рабочих депутатов (так стал называться театр Зимина после Февральской революции). Юдин стал членом правления и художественного совета. Здесь в трудных условиях 1918 года им была создана одна из интереснейших работ — оригинальная трактовка образа Лоэнгрина в одноименной опере Р. Вагнера. В 1919 году Юдин возвращается в Большой театр, где исполняет в основном репертуар, сделавший его любимцем публики в театре Зимина. Уникальной работой артиста стало участие в шуточном спектакле «Севильский цирюльник» дыбом». В нем «звезды» Большого театра поменялись ролями: Нежданова пела Альмавиву,. Фаина Петрова — Базилио, С. Юдин — Розину. Подобный эксперимент требовал от исполнителей небывалого вокального мастерства. Блестяще владевший фальцетом, Юдин пел партию Розины в сопрановой тесситуре. Спектакль имел головокружительный успех и благодаря игре участников, преобразившихся в несвойственных их амплуа персонажей.
В 1921 году Юдин возглавил своеобразный филиал Большого театра — «Экспериментальный театр», где впервые выступил в качестве режиссера, продолжая исполнять главные партии и в филиале и на основной сцене. Среди лучших артистических работ Юдина в это время — партия де Грие в «Манон» Ж. Массне и одна из труднейших теноровых партий мирового репертуара Фра-Дьяволо в одноименной опере Д. Ф. Э. Обера (1923 год). На основной сцене артист исполнил партию Лоэнгрина в спектакле под управлением выдающегося дирижера Фрица Штидри, партию Зибеля в «Фаусте», написанную для контральто. Следует упомянуть и партию Гвидона в «Сказке о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, где партнером Юдина была лучшая исполнительница партии Царевны-Лебедь Е. А. Степанова. В эти годы артист как равный входит в круг прославленных мастеров Большого театра, но его влечет и режиссерская работа и работа с молодыми певцами. Объединив артистическую молодежь Большого театра, Юдин в 1932 — 1933 годах поставил «Риголетто» Дж. Верди, «Паяцев» Р. Леонкавалло, «Моцарта и Сальери» Н. Римского-Корсакова. Позднее, уже простившись со сценой, Юдин возвращается в филиал ГАБТа в декабре 1941 года и ставит «Тоску» Дж. Пуччини, «Дубровского» Э. Направника, «Севильского цирюльника» Дж. Россини. В военные годы он работает также в качестве режиссера и вокального педагога в Московской оперной студии. Педагогическая работа Юдина, в которой проявились и присущий ему темперамент и талант исследователя, началась с попыток осмыслить Собственный вокал, которым артист не был удовлетворен. Затем, когда проявилось природное дарование его дочери, певец стал ее наставником (Татьяна Сергеевна Юдина была солисткой театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и Всесоюзного радио). С 1948 года С. П. Юдин преподавал в Московской консерватории. Он — автор книги «Певец и голос», изданной в 1947 году, в которой отразился исполнительский и педагогический опыт С. П. Юдина. До последних дней артист жил интересами своей профессии, интересами искусства. С. П. Юдин скончался в Москве 5 июля 1963 года.
С. П. Юдин провел на сцене тридцать лет, но его голос был записан только в самом начале творческого пути.. В настоящее время эти записи являются фонографической редкостью. Пластинки французской компании «Пате» 1912 года и, в особенности, немецкой фирмы «Бека» 1914 года (в этом же году «Бека» прекратила свои действия в Москве) не выходили массовыми тиражами. Сам факт записи голоса молодого артиста, только что появившегося в труппе Большого театра, свидетельствует о том, что его талант привлек внимание музыкальной общественности Москвы. С. П. Юдин относился к своим фонограммам скептически, надеялся записаться, когда техника звукозаписи совершит качественный скачок, а он произошел, когда артист уже закончил свою деятельность. Но и записи молодого Юдина дают достаточное представление о его исключительно высоких достоинствах певца и интерпретатора. Его голос — сильный, мужественный лирический тенор, для которого нет технических трудностей. Исполнительская манера артиста достаточно строга, выразительна, без распространенной у теноров тех лет слащавости. Превосходная дикция, живо, осмысленно поданные каждое слово, каждая фраза, безупречное чувство формы и стиля исполняемой музыки — вот отличительные качества молодого певца, избежавшего подражания самым крупным авторитетам среди теноров.
Граммофонные пластинки сохранили голос выдающегося артиста, но лишь отчасти могут дать представление о его театральных работах. Между тем сохранившиеся фотографии подтверждают свидетельства современников о художественных результатах работы артиста над внешним обликом своих героев. Властный разбойник-рыцарь Фра-Дьяволо, словно сошедший с портрета середины прошлого века Рудольф из «Богемы» Дж. Пуччини, таинственный, немного жутковатый Звездочет, обаятельный Ленский, в котором проглядывает неожиданное сходство с молодым Пушкиным, аскетичный, несколько экзальтированный воин и пророк Лоэнгрин (над этим образом Юдин работал совместно с известным художником Ф. Ф. Федоровским) и... задорная юная испанка Розина — в этих ролях Юдин демонстрировал удивительное искусство перевоплощения, точность характеристик, редкую на оперной сцене пластичность. Внешний облик героев Юдина говорит о его глубоких знаниях по истории костюма, безукоризненном ощущении главных доминирующих черт образа. Большинство этих работ Юдин осуществил самостоятельно, некоторые в сотрудничестве с крупнейшими мастерами (он был знаком с К. Коровиным и другими замечательными театральными художниками). В поисках внешней выразительности С. П. Юдин является одним из интереснейших мастеров оперного театра. Его актерское искусство сродни искусству Ф. И. Шаляпина и Л. Я. Липковской, Г. А. Бакланова и Л. В. Собинова, И. В. Ершова и М. Н. Кузнецовой-Бенуа. Творчество С. П. Юдина, составляющее значительную страницу в истории музыкального искусства, остается неизученным. Оно заслуживает и тщательного исследования и внимания всех, интересующихся историей музыкального театра.