Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Имя Евгении Адольфовны Бронской в настоящее время незаслуженно забыто. В свое время эта замечательная артистка снискала всемирное признание. В Италии и в США ее называли «русская Тетраццини» (надо отметить, что в записях Вронская заметно превосходит свою итальянскую предшественницу), она пела на крупнейших сценах, имея в числе партнеров в России Ф. И. Шаляпина, Д. А. Смирнова, И. В. Ершова, Н. Н. Фигнера, Л. В. Собинова, Г. А. Бакланова, а за рубежом Титта Руффо и М. Баттистини, Дж. Ансельми и Ф. Константине А. Дидура и Дж. де Лука, А. Гранфорте и многих других — цвет русской и европейской элиты оперных «звезд». Е. А. Бронская обладала редким по красоте голосом (лирико-колоратурное сопрано), виртуозной вокальной техникой, ее пение было всегда осмысленным, ярко образным. В этом и заключалось ее превосходство над большинством современных ей колоратурных певиц. Такие записи, как каватина Розины из «Севильского цирюльника» Дж. Россини, являются блестящим примером ее искусства (упомянутая запись не только настоящая энциклопедия виртуозного вокала, но и блестящая характеристика персонажа).
Евгения Адольфовна Бронская родилась 20 января 1882 года в Петербурге в семье архитектора А. К. фон Гаке. Мать артистки Э. П. фон Гаке была певицей и превосходным педагогом пения. В ее классе в музыкальной школе профессора И. А. Боровки Бронская занималась после окончания Смольного института. Школу будущая артистка окончила по двум классам — пения и фортепиано (у профессора Ф. Ф. Черни) в 1900 году. Первое выступление перед публикой состоялось значительно раньше — 10 августа 1896 года в зале Кургауза в курорте Гунтербург (ныне Усть-Нарва). Первый сольный концерт Бронской был в Петербурге 19 декабря 1899 года. Несколько ранее артистка получила право на закрытый дебют в Большом театре. И концерт, и дебют в опере имели хорошую прессу. «Петербургская газета» отмечала особенно «артистический вкус» дебютантки. 17 октября 1900 года артистка (впервые используя псевдоним Бронская) выступила в роли Генриетты (опера Ф. фон Флотова «Марта») в составе труппы «Оперного товарищества» артистов в зале Купеческого собрания в Петербурге, а 25 января 1901 года она с блеском исполнила партию Розины (сцену «урока пения» Бронская была вынуждена повторить дважды). Затем артистка выступала в антрепризе знаменитого певца, баритона М. К. Максакова (партии Джильды в «Риголетто» Дж. Верди, Маргариты в «Гугенотах» Дж. Мейербера, Маргариты в «Фаусте» Ш. Гуно). Летом 1901 года на сцене театра «Аркадия», арендованной Максаковым, Бронская пела с гастролями — Л. В. Собиновым в «Травиате», «Риголетто» и «Фаусте», Ф. И. Шаляпиным в «Фаусте» м «Севильском цирюльнике», кроме того она участвовала в постановке «Кармен» Ж. Бизе. Ряд лучших своих партий Бронская исполнила в Тифлисе, в Казенной опере в октябре 1901 — феврале 1902 годов, прибавив к ним новые роли — Офелии в «Гамлете» А. Тома, Джульетты в «Ромео и Джульетте» Ш. Гуно, Феи в «Золушке» Ж. Массив, Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского, заглавную партию в «Лакме» Л. Делиба. По возвращении в Петербург Бронская выступала в антрепризе Любимова. Среди ее партнеров были Л. В. Собинов (в «Фаусте», «Травиате» и опере Ц. Кюи «Сын мандарина»), М. Мей-Фигнер в «Кармен». Участие Бронской в бенефисном спектакле Л. В. Собинова («Евгений Онегин») также стало и ее большим успехом. В сезоне 1902/03 года Бронская выступала в Киеве (антреприза М. М. Борода я и С. В. Брыкина). И здесь ее репертуар значительно расширился: Бронская пела в «Дон Жуане» В. А. Моцарта (партия Церлины), в «Руслане и Людмиле» М. Глинки (партия Людмилы), в «Паяцах» Р. Леонкавалло (партия Недды), в «Пророке» Дж. Мейербера (партия Берты). В Киеве Бронская впервые сотрудничала с дирижером экстракласса, каким являлся начинавший свою блестящую карьеру Эмиль Купер, дирижировавший и на ее бенефисе («Севильский цирюльник» и четвертое действие «Гамлета» А. Тома 30.января 1903 года). Сезон 1902/03 года артистка завершила гастролями в Одессе и Тифлисе. В последующие годы она пела в частных антрепризах в Петербурге и Москве. Летом 1906 года совершенствовалась в Италии у известной певицы Терезы Арсель. В сезоне 1906/07 года Бронская пела в Петербургском Народном доме, а затем начала серию блестящих гастролей в Италии. Они открылись в Милане, где на фестивале в театре «Феличе» Бронская выступила в «Травиате» и «Риголетто» с Титта Руффо, затем последовали спектакли в Триесте, Болонье, Парме, Риме (театр «Костан-ци»), Неаполе (театр «Сан Карло»). Кроме Титта Руффо, в числе ее партнеров были такие видные артисты, как баритоны Р. Минольфи, и Дж. де Лука, тенор Дж. Ансельми, бас О. Луппи и многие другие. Бронская пела в «Гамлете» и «Севильском цирюльнике», «Гугенотах» и «Лакме», «Фаусте» и «Ромео и Джульетте», «Диноре» Дж. Мейербера и «Миньон» А. Тома.
Следующими крупнейшими гастролями Бронской были выступления в городах США (Бостон, Чикаго, Филадельфия) по контракту с Boston Opera Company с 8 ноября 1909 по 8 апреля 1910 годов. Бронская пела в «Паяцах» и «Фаусте», «Ромео и Джульетте» и «Гугенотах»; «Севильском цирюльнике», а также в «Богеме» Дж. Пуччини (партия Мими) и «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти (заглавная партия) вместе с такими звездами, как теноры Лео Слезак и Флоренсио Константине, баритоны Карло Галеффи и Рамон Блан-шар, бас Хосе Мардонес. С блеском выступала русская артистка и на открытом амфитеатре «Робин Гуд дел».
По возвращении в Петербург Бронская, чьи американские триумфы нашли отражение и в русской прессе, была без обязательного пробного дебюта приглашена в Мариинский театр, где после ухода Л. Я. Липковской заняла положение ведущей ли-рико-колоратурной певицы. Первое выступление в лучшем театре России состоялось 2 сентября 1910 года в партии Лакме. В первом сезоне в Мариинском театре Бронская выступала в шестнадцати спектаклях в семи ролях, кроме того по специальному вызову она выступила в Большом театре в Москве в партиях Лакме и Маргариты в «Гугенотах», участвовала в бенефисе Н. Н. Фигнера в Петербургском Народном Доме (партия Маргариты в «Фаусте») 6 января 1911 года. И в последующие сезоны Бронская эпизодически появлялась в Большом театре (Антонида в «Иване Сусанине», Людмила в «Руслане и Людмиле» М. И. Глинки, Маргарита в «Фаусте», Микаэла в «Кармен» в апреле 1912 года). Среди новых работ в Мариинском театре следует отметить партию Церлины в «Фра-дьяволо» Д. Ф. Э. Обера, в Большом театре — партию Ольги в «Русалке» А. Даргомыжского (с Ф. И. Шаляпиным), Лейлы в «Искателях жемчуга» Ж. Визе (с Д. А. Смирновым). Среди новых партий Бронской — Атма в «Метели» А, С. Танеева (премьера 29 января 1916 года) и Эльвира в «Фенелле» Д. Ф. Э. Обера (премьера 17 января 1917 года), заглавная партия в «Манон» Ж. Массне (9 февраля 1917 года, с участием Д. А. .Смирнова), заглавная партия в «Пери-коле» Ж. Оффенбаха (сезон 1918/19 г.), Мария в «Царе-плотнике» А. Лортцинга (сезон 1919/20 г.) и Волхова в «Садко» Н. А. Римского-Корсакова с участием Ф. И. Шаляпина (сезон 1920/21 г.). В первые годы после революции Бронская выступает как на с цене ГАТОБа (бывшего Мариинского театра), так и в Малом государственном академическом театре. Со сценой Е. А. Бронская простилась 18 мая 1923 года в партии Микаэлы. К этому в ремени ее репертуар расширился до 36 партий (среди последних работ — партии в опереттах «Корневильские колокола» Р. План-кетта и «Нищий студент» К. Миллёкера). С сентября 1923-го по 1950 год Бронская была профессором Ленинградской консерватории (среди ее учениц Д. Пантофель-Нечецкая, Г. Скопа-Родионова, В. Еланская и многие другие известные певицы). Скончалась выдающаяся артистка в Ленинграде 12 октября 1953 года.
Е. А. Бронская оставила фонографическое наследие, в значительной мере отражающее как ее основной репертуар, так и ее замечательное вокальное искусство. В 1905 году в Москве ею были записаны четыре фонограммы на диски французской фирмы Pathe. Это самые редкие записи певицы. В 1913—1914 годах шесть фонограмм были сделаны для пластинок Gramophone Company. Значительная серия записей была произведена в 1910 году в США фирмой Columbia — двадцать три фонограммы, преимущественно в ансамблях с партнерами Бронской по Boston Opera Company. Эти записи наглядно отражают артистический облик Е. А. Бронской.
Ю. Перепелкин