Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Имя испанской певицы Монтсеррат Кабалье пользуется широкой международной известностью. Впервые заговорили о ней слушатели и критики как о новой знаменитости в апреле 1965 года. В Нью-Йорке Американским оперным обществом готовилась постановка в концертном исполнении малоизвестной оперы Гаэтано Доницетти «Лукреция Борджа», когда перед самым спектаклем неожиданно заболела исполнительница главной роли. И тогда, чтобы спасти спектакль, Кабалье, молодую, еще никому не известную артистку, срочно ввели в эту партию. Аудитория, заполнившая в вечер премьеры «Карнеги-холл», почти ничего не знала о Кабалье и никогда ее раньше не слышала. Постановка «Лукреции Борджа» вызвала очень большой интерес в музыкальных кругах, поскольку опера эта в наше время исполняется очень редко. В зале были видные певцы, критики, театральные деятели. Таким образом, успех сулил Кабалье немалые художественные перспективы.
Но того, что произошло в этот вечер, не могли предвидеть даже люди, наиболее оптимистично настроенные по отношению к новой певице. Ее выступление вылилось в подлинный триумф, которого здесь не знали уже давно. После первой же арии, которую исполнила Монтсеррат Кабалье, слушатели в едином порыве поднялись со своих мест и устроили певице грандиозную овацию.
М. Кабалье родилась в Барселоне 12 апреля 1933 года. Училась в родном городе в консерватории «Лисео», сначала как пианистка, а затем как певица у венгерской артистки Эугении Кемени. После окончания консерватории с золотой медалью Кабалье была приглашена в Базельскую оперу в 1956 году, где спела множество разнохарактерных оперных партий — Тоску (одноименная опера Дж. Пуч-чини) и Марину («Борис Годунов» М. Мусоргского), Мими («Богема» Дж. Пуччини) и Ренату («Огненный ангел» С. Прокофьева), Памину («Волшебная флейта» В. А. Моцарта) и Маженку («Проданная невеста» Б. Сметаны). Многое дала Кабалье для расширения ее художественного кругозора и работа в Бременском театре (1960—1963). Здесь она спела партии Татьяны («Евгений Онегин» П. Чайковского), Ариадны («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Виолетты («Травиата» Дж. Верди), Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини). Таким образом, с самого начала своей артистической карьеры М. Кабалье зарекомендовала себя разносторонней артисткой высокой исполнительской культуры.
Огромный успех в «Лукреции Борджа» наложил известный отпечаток на дальнейшие репертуарные поиски певицы. Все большее внимание уделяет она малоизвестным, забытым операм Россини, Беллини и Доницетти. С ее участием возобновляются «Дева с озера» Россини, «Пират» и «Чужестранка» Беллини, «Роберто Девере», «Мария Стюарт», «Катерина Корнаро» Доницетти.
С декабря 1965 года М. Кабалье — солистка нью-йоркского театра «Метрополитен опера», где поет все ведущие партии лирико-драматического сопрано. С огромным успехом проходят ее гастроли в Лондоне, Буэнос-Айресе, Флоренции, Вероне, Риме. В 1970 году певица с триумфом дебютировала в миланском театре «Ла Скала». С этим же коллективом знаменитая певица выступала в Москве в июне 1974 года в одной из лучших партий своего репертуара — Нормы в одноименной опере Беллини. По этим спектаклям московские любители музыки могли в полной мере оценить ее замечательное вокальное мастерство, ее умение средствами вокальной выразительности передать всю гамму чувств и настроений своей героини, создать художественный образ огромной впечатляющей силы.
Хотя вся исполнительская деятельность Кабалье тесно связана с ведущими оперными театрами мира — «Метрополитен опера», лондонский «Ковент-Гарден», Венская государственная опера, Гамбургская опера, «Ла Скала»,— певица регулярно, каждый сезон, приезжает на родину, где выступает в оперных сезонах в ряде городов, но прежде всего в барселонском театре «Лисео», на сцене которого она спела множество партий, у подавляющего большинства любителей музыки не ассоциирующихся с именем Кабалье, в том числе Тоску, Медею в одноименной опере Л. Керубини (1976), Саломею в одноименной опере Р. Штрауса (1977), Селику в «Африканке» Дж. Мейербера (1977), Маддалену в «Андре Шенье» У. Джоржано и Турандот в одноименной опере Дж. Пуччини (1979). В Барселоне на сцене «Каталонского дворца музыки» состоялось одно из редких выступлений Кабалье в вагнеровском репертуаре — в феврале 1977 года она впервые в своей артистической жизни спела партию Зиглинды в концертном исполнении «Валькирии».
Наряду с Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье несомненно одна из самых блистательных вокалисток нашего времени. Голос артистки удивителен по мягкости, эластичности, чистоте и шелковистости тона. Регистры его выровнены идеально — верхние ноты звучат у певицы необычайно ярко, полетно, легко, средний регистр покоряет сладостной нежностью и теплотой. Замечательны ее бесконечное дыхание, красота и гибкость кантилены, широкие парящие фразы легато, виртуозная техника. Включенные в настоящую пластинку оперные арии достаточно показательны для характеристики поразительного вокального мастерства Монтсеррат Кабалье.
В. Тимохин