Д. БОРТНЯНСКИЙ (1751 — 1825) КОНЦЕРТЫ ДЛЯ ХОРА
Сторона 1
Концерт № IV «Воскликните Господеви вся земля» — 9.10
Концерт № XXVIII «Блажен муж, бояйся Господа» — 10.30
Концерт № XV «Приидите воспоим, людие» — 7.35
Сторона 2
Концерт № X «Пойте Богу нашему, пойте» — 12.36
Концерт № XXV «Не умолчим никогда, Богородице» — 12.30
Государственный камерный хор Министерства культуры СССР. Дирижер ВАЛЕРИЙ ПОЛЯНСКИЙ
Запись произведена в Софийском соборе г. Полоцка
Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева
Редактор Л. Абелян.
Художник В. Акопов
Запись 1987 г. (цифровая)
Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 — 1825) — крупнейший российский композитор своего времени. Начав творческую деятельность в период расцвета европейского музыкального классицизма, он охватил широкий круг стилевых и жанровых явлений XVIII века, чрезвычайно своеобразно и плодотворно преломив их на почве музыкальной культуры России. Певчий Придворного хора в Санкт-Петербурге, затем ученик знаменитого Бальдассаре Галуппи в Италии (в 1770-е годы), затем капельмейстер Придворной певческой капеллы и учитель музыки великой княгини Марии Федоровны (1780— 1796) и наконец директор Капеллы на протяжении тридцати лет, до самой своей смерти, Бортнянский оказал огромное воздействие на творческую и общую музыкальную культуру страны. Его музыка отличается красотой и вкусом, классицистской благородной простотой и российско-украинской задушевностью и непосредственностью, сердечным лиризмом. Бортнянский — автор опер в стилях итальянской оГ1еры-сериа и французской комической оперы. Его перу принадлежит также ряд камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Но основной сферой приложения его творческих сил явилась хоровая музыка, создание которой было одним из главных условий его придворной службы. Написанная для придворной церкви, она мгновенно распространялась по всей России, пользуясь огромной популярностью как у владельцев крепостных капелл, так и у простых любителей музыки. Хоровые концерты Борт няне кого представляют собой одну из вершин большого и своеобразного пласта музыкального творчества XVIII века, уникального в Европе, — хорового концерта a cappella. Бортнянский — крупнейший мастер этого жанра, создал в нем около ста сочинений. Не все они сохранились, не все атрибутированы Бортнянскому, долгое время бытовав как анонимные. Однако большая их часть дошла до потомков в виде отредактированного и изданного самим автором в конце его жизни собрания, включившего 35 четырехголосных концертов, 10 двухорных и ряд сочинений полу концертного — полулитургического склада.
Как бы ни менялось отношение к этим сочинениям за полтора столетия после смерти Бортнянского, они неизменно занимают важное место в истории русской музыки, любимы как исполнителями, так и слушателями. За последние два-три десятилетия они все шире входят в репертуар хоровых коллективов. Государственный камерный хор Министерства культуры СССР под управлением Валерия Полянского является наиболее верным и последовательным пропагандистом хорового творчества Бортнянского, исполняя его с первых лет своего существования. После концерта из произведений Бортнянского в Большом зале Московской консерватории к 225-летию со дня рождения композитора Геннадий Рождественский писал: «Музыка явилась для меня подлинным открытием замечательного композитора — глубокого, искреннего, выразительного и очень индивидуального. Концерт окончился, а исполнители остались и еще долго продолжали петь в опустевшем зале. Такое нечасто случается: певцы искренне увлечены своим творчеством. В Нью-Йорке, в соборе Святого Патрика, стоит памятник Бортнянскому — всего лишь простой кусок камня. Сегодня Валерий Полянский и его хор поставили настоящий памятник этому композитору. Хотелось бы почаще бывать на таких концертах». Давнишняя мечта В. Полянского, откристаллизовавшаяся в замысел, в теперь становящаяся реальностью, — запись всех 35 четырехголосных концертов. Настоящая пластинка, включающая пять концертов (№ IV, XXVIII, XV, X, XXV), открывает цикл из семи пластинок. Слушатели смогут оценить художественные достоинства и многообразие этих сочинений, ощутить дух русского искусства XVIII века. Хотя отдельные концерты Бортнянского неоднократно появлялись в записи, выпуск 35 концертов осуществляется впервые в мире.
Камерный хор В. Полянского существует с 1971 года и первое свое десятилетие существовал как студенческий коллектив Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В 1975 году хор завоевал первую премию на конкурсе полифонических хоров в Ареццо (Италия), а его дирижер Валерий Полянский был признан лучшим дирижером конкурса. Репертуар хора чрезвычайно широк и многообразен: от старинной музыки, как русской, так и западной, — до самых новых сочинений советских композиторов, многие из которых теперь создаются специально для этого хора, например, сочинения Н. Сидельникова, А. Шнитке. Памятны исполнения крупнейших вокально-симфонических сочинений мировой классики: «Мессии» Генделя, «Реквиемов» Моцарта, Керубини, Чимарозы и других. Хор систематически гастролирует в СССР и за рубежом, все большую известность приобретают его грамзаписи. Пластинка хора с записью «Всенощной» С. Рахманинова получила первую премию на Всесоюзном конкурсе грамзаписей, записи хора популярны в Японии, Франции и других странах.
Валерий Полянский — дирижер широкого профиля. Известны его яркие работы в оперном театре и с симфоническими оркестрами. Выпускник Московской консерватории, обучавшийся хоровому дирижированию у Б. Куликова, а оперно-симфоническому — у О. Димитриади и Г. Рождественского (в аспирантуре), Валерий Полянский неизменно проявляет себя как яркий, чрезвычайно артистичный музыкант, безупречный профессионал, тонкий и своеобразный интерпретатор.
М. РЫЦАРЕВА