Пластинка II: «ВСЕ ЭТО ТЫ»
(популярные романсы и песни)
AVE MARIA
Марио Ланца (его настоящее имя — Альфредо Кокоцца) было всего семнадцать лет, когда состоялся его публичный дебют в классическом репертуаре. Случилось это так...
Неожиданно приехал друг семьи Кокоцца Эрл Дэнни, известный на востоке Соединенных Штатов дирижер. За столом Эрл попросил Фредди сесть возле него. Затем поинтересовался, известна ли ему "Ave Maria" Баха — Гуно. Альфредо кивнул: это произведение было одно из самых его любимых. Тогда маэстро попросил Антонио разрешить сыну спеть в местной церкви Святой Марии Магдалены дэ Пацци на рождественской заутрени. Мария и Антонио дали согласие. Фредди был на седьмом небе.
О предстоящем выступлении юного певца оповещены друзья и знакомые, а через час-другой об этой новости узнала вся «Малая Италия» Южной Филадельфии.
В то рождественское утро по-особому, маняще и таинственно, мерцали свечи. Фредди, не чуя под собой ног, взошел на хоры вместе с маэстро Дэнни и пятью музыкантами. Стало тихо... Хрупко затеплились звуки божественной музыки, и чистым, звонким эхом взлетел под своды молодой голос. Прихожане подняли головы. Каждому хотелось разглядеть того, кто даровал им такое чудо. Фредди пел, забыв обо всем на свете. Да что там пел — витал в облаках своей светлой мечты, которая сейчас, в этом переполненном божьем храме, нагретом от свечей и людского дыхания, как никогда приблизилась к юному певцу. Музыка, будто оправа, нежно и прочно держала драгоценный бриллиант его голоса. Музыка и страстная мольба: "Ave Maria!"
Альфредо всегда надеялся, что его откроет какой-нибудь известный музыкант и укажет ему дорогу в сказочную страну будущего. Конечно, он был благодарен своему первому педагогу вокала, бывшей оперной певице Айрин Уильяме за те полтора года занятий, за ее доброту и внимательность. Но он уже не хотел оставаться никому не известным «филадельфийским парнем с солнечным голосом»...
Вскоре его мечта сбылась. Об этом случайном и счастливом событии рассказал позже уже знаменитый Марио Ланца.
«Однажды я помогал доставить рояль в Филадельфийскую музыкальную академию. Установив инструмент, я было собрался с друзьями уходить, как вдруг увидел директора Филадельфийского музыкального форума мистера Уильяма К. Хаффа, который как-то слушал меня у моей наставницы Айрин Уильяме. Увидев мое «сиюминутное» занятие, он опешил и укоризненно покачал головой: «С вашим голосом, молодой человек, нужно учиться петь, а не двигать рояли».
Тем временем знаменитый дирижер Сергей Кусевицкий только что закончил репетицию с оркестром и прошел в свою артистическую уборную. Мистер Хафф схватил меня за пле.чо и втолкнул в соседнюю, с артистической Кусевицкого, комнату. «Теперь пойте!—сказалон, — пойте, как не пели никогда!» Я запел ариозо Канио из «Паяцев».
Прошло немного времени, и в нашу комнату ворвался маэстро Кусевицкий. «Где этот голос? Этот необыкновенный голос?» — воскликнул он и, обняв, расцеловал меня».
Сергей Кусевицкий взял Альфредо Кокоцца под свою опеку, назначил ему стипендию и стал готовить юного певца к выступлению на известном музыкальном Беркширском фестивале в городе Танглвуд. Подготовку его он поручил своим любимым ученикам Леонарду Бернстайну, Лукасу Фоссу и Борису Голдовскому. Кусевицкий также предложил певцу подыскать звучный сценический псевдоним. Альфредо Кокоцца берет имя и фамилию своей горячо любимой матери и отныне становится Марио Ланца.
7 августа 1942 года молодой Ланца дебютирует на Беркширском фестивале в партии Фентона в опере Николаи «Виндзорские проказницы».
Изумленные слушатели и растревоженные газеты пришли к общему мнению: «Родился новый Карузо».
Но «новому Карузо» не суждено было принять посыпавшиеся ангажементы и лестные предложения различных концертных фирм. Судьба как бы дала ему время подумать — Марио Ланца призывается в армию...
В армии он тут же получает кличку «Карузо американских ВВС» за концерты в воинских частях, успешно выступает в «солдатских шоу» «На траверзе» и «Крылатая победа».
В 1945 году Ланца демобилизуется. Концертная фирма "Columbia artist" не забыла «солнечного парня из Филадельфии», так триумфально выступившего на фестивале в Танглвуде, и предлагает ему турне по городам Америки. Срочно набирается труппа под названием «Трио бельканто», где вместе с Марио Ланца поют сопрано Френсис Йинд и баритон Джордж Лондон.
Газета «Чикаго трибюн», 21 июля 1947 года: «Юный Марио Ланца произвел сенсацию. Широкоплечий молодой человек, недавно снявший военную форму, 4 поет с неоспоримым правом, так как он рожден петь. Его талант явится украшением любого оперного театра мира».
Впечатления об удивительной схожести Ланца со столь чтимым в Штатах Карузо отличались редким единодушием.
Еще до турне «Трио бельканто» Марио обретает прекрасного педагога — маэстро Эн-рико Розатти, в свое время учившего знаменитого Беньямино Джильи, а также известного певца Джакомо Лаури-Вольпи. Под его руководством Ланца делает огромные успехи в вокале: оттачивает технику, гибкость звучания, постигает все тонкости итальянской культуры пения. Почтенный Розатти бесконечно любит и ценит своего воспитанника. Совет старого маэстро таков: «Если ты будешь работать, станешь величайшим оперным певцом. Не нужно стремиться быть «вторым
Карузо», как тебе это прочат, — стремись быть «первым Ланца».
Уже на второй день турне «Гранд-парк» в Чикаго заполнили 76000 слушателей, жаждущих убедиться в существовании сказочного тенора. Почти каждую песню, романс или арию Ланца приходилось бисировать. Сцену буквально обстреливали букетами цветов, и к концу программы она была похожа на майскую поляну. Марио стоял счастливый, смущенный, растерянный...
Может быть, в эти минуты ему вспомнилось детство... Улочка в Южной Филадельфии, где он, сорванец Фредди бежит, шлепая подошвами башмаков... Альфредо — никому еще не известный мечтатель, обещавший себе и всем: «Я буду певцом!..»
* * *
На этой пластинке звучат популярные романсы и песни в исполнении Марио Ланца. Наверное, многие с особым интересом вслушаются в романс П. Чайковского «Нет, только тот, кто знал» и Песню Индийского гостя из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко». Конечно, ревностные «блюстители оригинала» скажут, что эти произведения русской классики звучат слишком уж в «американском духе». Естественно, Ланца поет их в своей манере... Но с какой любовью и эмоциональностью!
Певцу явно нравится русская музыка. К Чайковскому он обратился еще раньше, в фильме «Полуночный поцелуй», где финальным «дуэтом любви» звучит стилизация Пятой симфонии Чайковского. Ланца пел и «Ночь» Рубинштейна (этих записей, к сожалению, нет в распоряжении фирмы «Мелодия»).
Вероятно, знакомству с русской музыкой способствовала дружба певца с выходцами из России: Сергеем Кусевицким, Леонардом Бернстайном и Борисом Голдовским. Марио Ланца в конце жизни мечтал побывать в нашей стране. Но ранняя смерть помешала этому осуществиться.
На пластинке вы услышите «рождественские гимны» композиторов Малотта и Грубера — «Молитва» и «Тихая ночь». Рождественские песни занимают особое место в репертуаре Ланца. Будучи католиком, он свято их любил и записал их множество.
Прекрасен и великолепно исполнен романс композитора Д'Ардело (X. Роудс) «Потому». В свое время его записал Энрико Карузо, но в интерпретации Марио Ланца (в фильме «Великий Карузо») романс обрел новую жизнь и стал необычайно популярным. Мне не хотелось бы с музыковедческой дотошностью анализировать каждое произведение. Слушайте и оценивайте сами. Слушайте сердцем. Ведь главное в пении Ланца — именно его щедрое сердце.
МУСЛИМ МАГОМАЕВ
Пластинка I «Голос и ночь» серии «Марио Ланца» включает записи итальянских и неаполитанских песен.
Третья пластинка серии «Марио Ланца» включит записи песен из кинофильмов.