Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
С. РАХМАНИНОВ (1873—1943)
СИМФОНИЯ № 1 ре минор, соч. 13
Сторона 1
1. Grave. Allegro ma non troppo— 12.55
2. Allegro animate — 8.21

Сторона 2
3. Larghetto— 10.17
4. Allegro con fuoco — 12.14

Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижер ДМИТРИЙ КИТАЕНКО
Звукорежиссер С. Пазухин. Редактор И. Слепнев

На лицевой стороне конверта: В. Бакшеев. Весенний день Оформление художника Ю. Лоева
© «МЕЛОДИЯ», 1987
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1984 г. (цифровая)

Крупным достижением в творческой биографии Рахманинова была его Первая симфония ре минор, соч. 13. Несмотря на некоторые стилистические шероховатости, она представляет большой художественный интерес и содержит много прекрасных и вдохновенных страниц. С определенностью проявляются в ней свойственные композитору особенности музыкального языка и драматургии и намечаются пути дальнейшего развития рахманиновского симфонизма.
В январе 1895 года композитор начал работать над симфонией, а 30 августа была закончена партитура. После этого Рахманинов сделал фортепианное переложение и внес некоторые изменения в партитуру.
Первое исполнение симфонии состоялось 15 марта 1897 года в одном из Русских симфонических концертов Петербурга. Симфония успеха не имела, хотя в отдельных рецензиях наряду с критическими были и положительные оценки. Рахманинов был в то время уже известным пианистом и композитором. Он возлагал на симфонию большие надежды, увлекался ею во время работы, поэтому понятно, как сильно подействовал на него ее провал.
В ответ на письмо Б. В. Асафьева композитор писал 13 апреля 1917 года: «До исполнения Симфонии был о ней преувеличенно высокого мнения. После первого прослушивания — мнение радикально изменил. Правда, как мне уже теперь только кажется, была на середине. Там есть кой-где недурная музыка, но есть и много слабого, детского, натянутого, выспреннего... Симфония очень плохо инструментована и так же плохо исполнялась (дирижер Глазунов). После этой Симфонии не сочинял ничего около трех лет. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова и руки... Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины...».
Через пятьдесят лет после создания партитура симфонии была восстановлена А. В. Оссовским, Б. Г. Шальманом и А. В. Гауком по оркестровым партиям, сохранившимся в Ленинградской консерватории. При этом использованы были также первоначальные эскизы и четырех ручное переложение для фортепиано. Второй раз симфония прозвучала 17 октября 1945 года в Большом зале Московской консерватории в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением А. В. Гаука.
Содержание симфонии — трагический рассказ о борьбе человека с какой-то роковой силой. Развитие музыкальных образов драматически насыщенно, преобладают мрачные краски, зловещие жесткие звучания. По утверждению близких композитора, на автографе партитуры стоял тот же эпиграф, что и в «Анне Карениной»,— «Мне отмщение, и Аз воздам», что дает основание предполагать некоторую философски-идейную связь симфонии с романом Льва Толстого.
В симфонии четыре части. Тематическим зерном ее и лейтмотивом служит древнерусская мелодия. Она пронизывает всю первую часть и финал, а также неоднократно появляется и в средних частях.
Звучный возглас духовых инструментов с характерным форшлагом как бы возвещает о начале действия. Эта своеобразная заставка предшествует всем крупным разделам первой части.
Медленное вступление, Grave, олицетворяющее образ судьбы — возмездия, сразу захватывает глубокой серьезностью и значительностью музыки. Для характеристики роковой силы Рахманинов использует старинный напев, проходящий властно и неумолимо в партии струнных. Из напева вступления вырастает и ведущий образ первой части — главная партия Allegro ma non troppo. Старинная мелодия в партии солирующего кларнета на фоне мягкого подголоска альта и тихого сопровождения скрипок приобретает черты повествовательности и звучит все тревожнее, настороженнее.
Задумчивый речитатив виолончелей подводит к нежной мечтательной мелодии скрипок, изысканно прихотливое звучание которой контрастирует суровой архаичности начала симфонии. Это побочная партия, светлый, печальный женственный образ, хрупкий и тонкий, несколько восточного характера.
В разработке снова появляется мотив главной партии, он проводится имитационно в струнной группе оркестра и звучит как символ грозной силы. Этот мотив то тонет в стихии беспокойно вьющихся голосов, тревожных возгласов и интонаций, то выплывает на поверхность мелодической волны. Как скорбный протест израненной души воспринимаются жалобные ниспадающие интонации деревянных инструментов.
В репризе главная партия теряет повествовательный характер и звучит торжествующе-победоносно. Робко-моляще отвечает ей вторая лирическая тема. Заключительные страницы подчеркивают скорбное настроение.
Вторая часть симфонии — Скерцо. Allegro animate фа мажор — быстрая, выдержанная в сумеречных тонах.
После небольшого зыбкого вступления появляется напев, близкий городским народным песням, который подвергается в дальнейшем всевозможным трансформациям. Плавное течение мелодии сменяют хроматический ход фагота, характерная фраза валторн, угловатый мотив флейт.
Средний раздел более драматичен, на фоне быстрого движения мелькают мотивы из первого раздела, слышатся интонации древнерусского напева, звучащие здесь как грозное предостережение. Снова повторяется первый раздел скерцо, и в конце еще раз проходит зловещая тема вступления к первой части.
Медленная часть симфонии — Larghetto си-бемоль мажор — пленяет своей элегической прелестью. Это тонкая акварельная звукопись, прозрачным колоритом, трепетными светотенями напоминающая пейзажную лирику композитора.
Краткое вступительное построение вводит в нежную меланхолическую мелодию кларнета, развивающую интонации побочной партии первой части. В среднем разделе мечтам и грезам противопоставляются мрачные полуфантастические образы, оцепенелые гармонии, неясные «арабески».
Снова восстанавливается первая тема Larghetto, оплетаемая, как кружевом, многочисленными подвижными мелодическими голосами, среди которых слушатель узнает и фрагмент из побочной партии первой части, и мотив вступления, близкий в данном изложении к средневековой секвенции «Dies iгао». Заключительное построение звучит трагически, почти погребально.
Последняя часть симфонии, Allegro con fuoco ре мажор, написана в характере стремительного марша, не лишенного торжественности. Открывается финал напористым волевым вступлением; фанфары труб вносят в музыку элементы тревоги. Величаво, подчеркнуто чеканно проходит главная партия, в основе ее лежат интонации древнерусского напева.
Неуклонному стихийному натиску маршевых ритмов отвечают танцевальный эпизод и томная нежная побочная партия, близкая к лирическим образам предыдущих частей. В центральном разделе эти темы сопоставляются и переплетаются с интонациями, мотивами, а иногда и более значительными фрагментами из тем предыдущих частей, звучащих безвольно, с подчеркнутой пассивной покорностью.
Заключительное построение утверждает победу мрачной темы судьбы.
По книге О. Соколовой «Симфонические произведения С. В. Рахманинова».
Москва, 1957 г.

* * *
Народный артист СССР Дмитрий Георгиевич Китаенко родился в 1940 году в Ленинграде. В 1963 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу хорового дирижирования у Е. П. Кудрявцевой, а в 1966 году — аспирантуру Московской консерватории у профессора Л. М. Гинзбурга (отделение оперно-симфонического дирижирования). Затем молодой дирижер был направлен на стажировку в Венскую академию музыки и изобразительного искусства, где занимался в 1966—1967 годах у X. Сваровского и К. Эстеррайхера.
В 1969 году Дмитрий Китаенко завоевал вторую премию на Первом международном конкурсе дирижеров, организованном в Западном Берлине Г. фон Караяном. С этого времени началась широкая концертная деятельность музыканта в СССР и за рубежом. С 1969 года Китаенко дирижировал в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко (с 1970 года — главный дирижер).
С 1976 года Дмитрий Китаенко — художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии. В его репертуаре — произведения самых различных эпох и стилей: русская и западноевропейская классика, сочинения советских композиторов.