Итальянская вокальная школа, подарившая миру множество прекрасных голосов, особенно славится своими тенорами, такими, например, как Джузеппе Ансельми и Тито Скипа, Энрико Карузо и Беньямино Джильи, любимый тенор Тосканини Ауре-лиано Пертиле. Среди многочисленных теноров — голосов разного плана и характера — особенно ценятся редкие «героические» голоса, tenore di forza — «сильный голос», как называют их итальянцы. Эти ярко выраженные драматические тенора покоряли слушателей не только мощью голоса, но и поразительной экспрессией .в таких партиях, как Отелло («Отелло» Дж. Верди), Самсон («Самсон и Далила» К. Сен-Саяса), Калаф {«Турандот» Дж. Пуччини).
Первым «героическим» тенором, чей голос запечатлен звукозаписью, был легендарный Франческо Таманьо, участник премьеры оперы «Отелло». Впоследствии его традицию продолжили Джузеппе Боргатти, Джованни Дзенателло, Бернардо де Муро и Франческо Мерли. Среди певцов подобного плана в других странах хотелось бы упомянуть чилийцев Ренато Дзанелли и Района Виная, шведов Сета Сванхольма и Торстена Ральфа, датчан Лауритца Мельхиора и Хельге Розвенге, австрийца Лео Слезака. Всем им, кроме прекрасных вокальных средств, была присуща естественная тенденция к драматизации вокально-сценических образов, пение яркое, темпераментное.
После второй мировой войны в Италии эстафету среди «героических» теноров принял Марио дель Монако, лучший Отелло 1950-х — 1960-х годов. А вслед за ним на мировую оперную сцену вышел и Франко Корелли, его единственный соперник «а протяжении целого десятилетия.
Франко Корелли родился 8 апреля 1921 года в Анконе, маленьком древнем городке на юге Италии. Начало его занятий пением не сулило значительных результатов: голос Корелли расценивался педагогами то как баритон, то как тенор. Поэтому, несмотря на великолепные природные данные и большую музыкальность, юноша не предполагал стать певцом и поступил в Болонский университет, но занятия пением не оставил. В классе Оттавио Дзино Корелли сформировался как сильный драматический тенор.
Его дебют состоялся в 1951 году в партии Хозе на сцене театра в Сполето. Вскоре начинающему певцу удалось успешно выступить в Риме в опере «Ромео и Джульетта» Р. Дзандонаи и получить приглашение от ряда театров, а также Итальянского радио. Около трех лет прокладывал Корелли путь к «Ла Скала». За это время он зарекомендовал себя не только в таких партиях, как Радамес в «Аиде» и Дон Кар-лос в одноименной опере Дж. Верди, но и в редких для итальянца ролях Самозванца в «Борисе Годунове» М. Мусоргского и Секста в «Юлии Цезаре» Г. Ф. Генделя. Особенно важным для певца было освоение «неитальянского» репертуара, знакомство с оперой конца XVIII — начала XIX века, интерес к которой возрождался в эти годы. Этим Корелли не только расширил свой репертуарный диапазон, но и освоил партии различных стилей, совершенствовал свою технику.
В 1954 году перед молодым певцом открылись двери «Ла Скала», но ему предстояло •трудное испытание. Дебютной партией Корелли была роль Аициния в премьере оперы Г. Спонтини «Весталка», поставленной знаменитым режиссером Лукино Висконти для Марии Каллас, находившейся в расцвете своего огромного дарования. И несмотря на то, что в день премьеры Каллас была в прекрасной вокальной форме и как всегда, увлекла своей игрой зал, дебютант не остался в тени и заслуженно разделял успех примадонны. Мощный полнокровный голос с яркими теноровыми верхними нотами, насыщенными баритональными серединой и низами, блестящая, редкая для таких «тяжелых» голосов техника и исключительно выигрышные внешние данные, словно созданные для ролей античных героев, импозантная сценическая манера, вполне соответствующая требованиям роли,— все это обеспечило Корелли .любовь публики в «Ла Скала» с первого выступления. Уже как солист «Ла Скала» Корелли выступает в Португалии (1956 г.), его приглашают Венская опера и лондонский «Ковент-Гарден», где певец поет в «Тоске» Дж. Пуччини рядом с известнейшими артистами Зинкой Милановой и Джанджакомо Гуэльфи (1957 г.). В Италии Корелли становится одной из центральных фигур фестивалей «Флорентийский музыкальный май» и «Арена ди Верона» (1955—1961 гг.). Наконец, 1962 год ознаменовал вершину его карьеры: триумфальное выступление в «Трубадуре» Дж. Верди на Зальцбургском фестивале под управлением Герберта фон Караяна, в окружении таких знаменитостей, как Леонтин Прайс, Джульетта Симионато, Этторе Бастьянини. В той же партии Манрико Корелли дебютирует на сцене «Метрополитен опера» в Нью-Йорке и по приглашению ее директора Рудольфа Бинга становится солистом этого «театра звезд», не порывая с «Ла Скала». В том же 1962 году Корелли принял участие в премьере оперы Дж. Мейербера «Гугеноты» в «Ла Скала»; с блеском исполнив труднейшую партию Рауля, он разделил успех с Джоан Сазерленд, Джульеттой Симионато, Николаем Гяуровым.
В 1964 году Корелли должен был выступать в гастрольных спектаклях «Ла Скала» в Москве, планировалось его выступление в «Турандот» Дж. Пуччини (партия Ка-лафа, исполнявшаяся певцом в ансамбле с Биргит Нильссон, была одной из лучших в его репертуаре), но огромная занятость певца в театрах за пределами Италии, к сожалению, не позволила ему приехать в Москву.
До начала 1970-х годов Корелли был ведущим тенором «героического» плана как среди своих итальянских коллег, так и среди певцов других вокальных школ, а после того, как Марио дель Монако закончил артистическую карьеру, Корелли на рубеже 1960—1970-х годов остался единственным tenore di forza во всей теноровой «элите». С его отходом от активной работы в театре (Корелли еще появляется эпизодически на сценах американских театров) итальянская опера утратила последнего обладателя «героического» тенорового голоса, наследника традиций, ведущих свое начало от Франческо Таманьо.
От непосредственных предшественников Бернардо де Муро и Франческо Мерли, выступавших до второй мировой войны, и старшего современника Марио дель Монако Корелли отличают и стремление к расширению репертуара (за счет возобновленных довердиевских опер), и слияние в исполнительской манере экспрессивности, открытой эмоциональности, присущей веризму, с утонченной детализацией вокальной линии, свойственной старой итальянской школе. Не случайно Корелли в равной мере сопутствовал успех как в традиционном репертуаре драматического тенора, так и в старых операх, активным участником возобновления которых певец стал с самого начала своего творческого пути. Вместе с Марией Каллас он участвовал в возобновлении «Пирата» В. Беллини и «Полиевкта» Г. Доницетти (Корелли был партнером великой певицы и в «Норме» В. Беллини, и в «Федоре» У. Джордано). Следует отметить также постановки опер Г. Спонтини «Агнес фон Хохенштауфев» на фестивале «Флорентийский музыкальный май» и «Битва при Леньяно» Дж. Верди в «Ла Скала», успеху которых способствовал благородный и страстный голос Корелли.
Блистательный Манрико и Радамес, Корелли был и великолепным Калафом в «Турандот», и Каварадосси в «Тоске», колоритным Диком Джонсоном в «Девушке с запада» Дж. Пуччини. Одной из лучших партий певца была партия Хозе, дважды записанная им на пластинки. Корелли также записывал партии Фауста (редкую в репертуаре драматического тенора) и Ромео в операх Ш. Гуно. Среди его многих партнеров по сцене следует отметить Ренату Тебальди. Спектакли «Джоконда» А. Пон-кьелли и «Сила судьбы» Дж. Верди, с их участием шедшие на сцене «Метрополитен опера», принадлежат к числу лучших в истории театра.
Сейчас, когда искусство Корелли стало уже историей, новое поколение теноров, выступающих в том же репертуаре, нередко добивается замечательных результатов, но пока еще никто из них не может претендовать на роль преемника выдающегося певца, последнего «героического» тенора итальянской оперы.