Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В 1773 — 1774 годах Вольфганг Амадей Моцарт написал в Зальцбурге девять симфоний (№ 22 — 30), завершающих вереницу юношеских симфоний композитора. В автографах этих произведений даты сочинения были кем-то зачеркнуты — лишь недавно их удалось уточнить при помощи цветных фильтров.
Лето и начало осени 1773 года Моцарт провел в Вене, куда он ездил вместе с отцом и зальцбургским архиепископом Иеронимом Коллоредо. Вернувшись в Зальцбург, композитор в октябре и ноябре создал симфонии № 24, КV 1 82г № 25, КV 183 и. по-видимому, № 28, KV 200.
На автографе Симфонии № 28 до мажор, KV 200 удалось разобрать только месяц — ноябрь и число — предположительно 1 2 или 1 7. Поэтому произведение датируется ноябрем 1773 года (хотя иногда его относят и к следующему году). Оркестр, звучащий блестяще и нарядно, включает струнные, по паре гобоев, валторн и труб и литавры. Однако в старом полном собрании сочинений Моцарта партия литавр не была напечатана, так как она отсутствовала в рукописной копии, которой пользовался Моцарт. Поэтому Симфония нередко исполняется без литавр, хотя новейшие издания обычно включают их в партитуру.
Произведение отличают развернутые масштабы, особенно трех частей в сонатной форме, куда вводятся небольшие коды, очевидно, по образцу Михаэля Гайдна. Удивительной драматургической цельности способствует тематическое единство цикла — лейтинтонация по-ступенного нисходящего хода от квинтового тона к основному присутствует в начальных темах всех частей. Но основное заключено в образном содержании, где господствует праздничная героика, оттененная не только лирикой и юмором, но и необычайной эмоциональной возбужденностью.
главную партию первой части. Allegro spiritoso, характеризует рельефный контраст героических вступительных унисонов и грациозных ответных фраз струнных, где появляется нисходящая лейтинтонация. В более крупном плане сходный контраст вносит побочная тема в духе изящного менуэта обрамленная блестящими tutti связующего и заключительного разделов. В лаконичной разработке интонации главной темы органично сочетаются с развитием нового мотива.
Тонкая поэтичная лирика второй части, Andante фа мажор, подчеркнута отсутствием труб и литавр, бархатным звучанием засурдиненных скрипок. Мечтательная ариозная мелодия главной партии дополняется подвижным «припевом», основанным на варианте лейтинтонации. Побочная тема, изложенная поначалу в виде бесконечного канона, не вносит контраста. Ее сменяет тот же «припев», который лежит и в основе разработки.
В начальной интонации третьей части, Menuetto, где искусно скрыт нисходящий мотив, заметно сходство с Менуэтом 45-й, «Прощальной» симфонии Йозефа Гайдна, с которой Моцарт, возможно, познакомился в Вене. Облик крайних разделов части с ее колоритными валтор-новыми «эхо» — парадный, торжественный, что создает яркий контраст с грациозным камерным Trio в фа мажоре, изложенным одними стру иными.
Финальное Presto — средоточие искрометного юмора и веселья. Его облик определяет главная тема, где нисходящая лейтинтонация словно растворяется в стремительном perpetuum mobile аккомпанирующего мотива, выступающего на первый план во внезапных прорывах tutti. Побочная партия в характере задорной безыскусной песенки лишь на момент притормаживает движение, вновь вспыхивающее в разработке и достигающее апогея в коде с ее блистательным эффектом нарастания звучности.
Месса до мажор, KV 317 была завершена Моцартом, как отмечено в автографе, 23 марта 1779 года — вскоре после возвращения в Зальцбург из большого путешествия в Мангейм и Париж. Предполагают, что композитор написал ее ко дню увенчания короной иконы Богоматери в церкви Вознесения, поэтому Мессу обычно называют «Коронационной».
В этом произведении, хотя еще опирающемся на традиции зальцбургской церковной музыки, уже заметны новые черты. Написанное в жанре праздничной, торжественной мессы (Missa soiemnis), оно отличается органичным сочетанием парадного блеска изложения с глубиной и одухотворенностью содержания. Состав исполнителей обширен— четыре солиста (сопрано; альт, тенор, бас) и четырехголосный хор сопровождает монументальный оркестр с участием струнных, парного состава гобоев, валторн и трус, трех тромбонов (поддерживающих по традиции хоровые партии), литавр и органа, причем, в красочной трактовке оркестра с тенденцией к индивидуализации партий духовых явственно ощутимы отголоски мангеймских и парижских впечатлений. При сравнительно лаконичных масштабах, отсутствии развитых фугированных эпизодов (зальцбургский архиепископ Иероним Коллоредо требовал от церковной музыки предельной краткости и простоты) Месса впечатляет богатством музыкальных образов (при общем господстве праздничной монументальности), красотой и щедростью мелодий, филигранной тонкостью письма.
Первая часть, "Kyrie", образует краткую трехмастную композицию, где грандиозно-торжественные крайние разделы, Andante maestoso, с их мощными фанфарными мотивами оркестра обрамляют лирический средний эпизод, Piu andante, порученный солирующим сопрано и тенору. Внезапно набегающие тени минора колоритно расцвечивают музыкальную ткань.
Вторая часть, "Gloria'', идущая в стремительном темпе Allegro con spirito, построена в развитой сонатной форме. Царящая здесь бурная жизнерадостность временами перемежается лирической просветленностью в "Domine Deus" (побочной партии) у солистов, где бесконечный канон сопрано и тенора сменяется чувствительными песенно-ариозными интонациями в итальянском духе, и драматической напряженностью в "Qui tollis", выполняющем функцию разработки.
Еще сильнее заметны внутренние контрасты в третьей части, "Credo", имеющей свободное рондообразное строение. За насыщенным мощной энергией начальным разделом, Allegro molto., чередующим гомофонный склад с полифоническими фрагментами, следует медленный эпизод "Et incarnatus'r, Adagio, который декламационные фразы хора, скорбно ниспадающие скрипичные фигурации, заостренные неустойчивые гармонии делают трагической кульминацией произведения. Подобно внезапной вспышке света, вторгается музыка первого раздела в "Et resurrexit", за которым звучит у квартета солистов напоминающее о многих страницах моцартовских опер лирико-ариозное "Et in Spiritum Sanctum". Праздничное завершение вновь содержит реминисценции начального построения.
Лаконичный "Sanctus" целиком поручен хору. Монументальное вступительное Andante maestoso с его властным пунктирным ритмом торжественного шествия пронизано мотивами с трелями в оркестровом сопровождении, которые звучат и в последующей "Osanna in excelsis" в подвижном темпе Allegro assai, расцвеченной хроматизмами.
Порученный по традиции квартету солистов "Benedictus" основан на изящной танцевальной мелодии, Allegretto, более типичной для заключительного рондо инструментального цикла, чем для мессы, однако подобной жанровой пестротой изобиловала тогдашняя духовная музыка. Хоровые реминисценции "Osanna" дважды вторгаются в развитие, завершая часть.
В заключительно м "Agnus Dei" первый раздел, Andante sostenuto фа мажор, представляет собой соло сопрано, мелодия которого непосредственно предвещает арию Графини из третьего акта «Свадьбы Фигаро» (№19). Несмотря на явно оперный характер, музыка, исполненная возвышенного благородства и лирической проникновенности, идеально гармонирует с последующим "Dona nobis pacem", Andante con moto, основанным на среднем разделе "Kyrie", развивая его мелодию в более протяженных масштабах, передавая ее от солистов к торжественному хоровому звучанию.
В 1897 году двадцать любителей хорового пения организовали группу «Орфеон Доностиарра». .
Первыми дирижерами молодого коллектива были Лусурьяга и Оньяте. В 1902 году на смену им пришел С. Эзнаола, руководивший хором до 1929 года. Коллектив неоднократно участвовал в конкурсах хорового пения и завоевывал награды, в числе которых и «Гран-при» в Париже в 1906 году. В 1909 году в составе хора появляется женская группа, что позволило значительно расширить репертуар. Коллектив выступает во многих городах Испании. В этот период состоялась премьера Девятой симфонии Бетховена, которую хор исполнил в Португалии,
С 1929-го по 1968 год коллектив возглавлял X. Горостиди. В эти годы «Орфеон Доностиарра» много гастролирует на родине и за рубежом — в Риме, Бордо, Париже, Брюсселе; участвует в международных фестивалях в Эдинбурге. Люцерне, Лондоне. С хором выступают известные дирижеры — Л. Стоковский, Г. Шерхен, И. Маркевич, Л. фон Матачич, Р. Фрюбек де Бургос и другие.
С 1968 года художественным руководителем и дирижером хора является Антхон Айестаран. Коллектив продолжает гастрольную деятельность (Паоиж, Цюрих, Лондон, Филадельфия, Вашингтон, Флоренция, Мадрид, Барселона). С ним сотрудничают известные певцы, дирижеры, инструменталисты, среди них — Ш. Армстронг, М. Кабалье, Н. Гедда; М. дель Монако, Л. Паваротти, Е. Образцова, Э. Шварцкопф, В. Федосеев, В. Спиваков, Э. Росси, Г. Мартинес,
Хор осуществил многочисленные записи на студиях Испании и других стран. Среди почетных наград «Орфеона Доностиарра» золотый медали городов Сан-Себастьяно: Тулузы, серебряная медаль города Бордо, золотая медаль Министерства образования и науки Испании, премия «Принсипе де Астуриас де лас Артес 1984» и почетная медаль Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо.
Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» родился благодаря инициативе народного артиста РСФСР, лауреата премии Ленинского комсомола скрипача Владимира Спивакова.
С дирижерским искусством Владимира Спивакова (а он неоднократно выступал с различными оркестрами и камерными ансамблями) уже познакомились слушатели в нашей стране и за рубежом. Высокий профессионализм, яркий эмоциональный заряд, который несет его искусство, заставляют искренне сопереживать художественным идеям артиста.
В состав камерного оркестра «Виртуозы Москвы» вошли музыканты, хорошо известные любителям музыки, — каждый из них ведет активную концертную деятельность, и с каждым из них Спивакова связывают многолетние творческие контакты.
Репертуар ансамбля, помимо классики и современной музыки, включает сегодня новые произведения советских композиторов, специально для него написанные, и в интерпретации каждого сочинения — своеобразие творческих решений, свежесть исполнительских идей, стремление к максимальной свободе самовыражения.
С «Виртуозами» охотно выступают замечательные советские и зарубежные музыканты-исполнители.
Участие в различных фестивалях в республиках и городах страны говорит о большом интересе, который вызывает искусство музыкантов.