Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ПИКАЙЗЕН Виктор (скрипка)

Сторона 1
Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64 (Ф. Мендельсон)
Allegro molto appassionato
Andante
Allegretto non troppo. Allegro molto vivace

Сторона 2
Концерт № 1 для скрипки с оркестром фа диез минор, соч. 14 (Г. Венявский)
Allegro moderato
Preghiera. Larghetto
Rondo. Allegro giocoso

Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер Геннадий Рождественский.

Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64 Феликса Мендельсона-Бартольди принадлежит к выдающимся произведениям этого жанра. Наряду со скрипичными концертами Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса и Глазунова, концерт Мендельсона входит в репертуар всех крупных скрипачей и пользуется широкой популярностью среди любителей музыки всего мира.
Концерт сочинен в 1844 году и посвящен выдающемуся скрипачу и педагогу Лейпцигской консерватории, основанной Мендельсоном, — Фердинанду Давиду (ученику Л. Шпора).
Мелодическое богатство, поэтичность, задушевный лиризм, классическая стройность формы — все лучшие черты творчества Мендельсона, как в фокусе, собраны в этом произведении.
Концерт состоит из традиционных трех частей. Первая — Allegro molto appassionato — представляет собой сонатное аллегро, основой которого служат три темы: одна — напевная, взволнованная, чуть меланхоличная, вторая — более энергичная, волевая и третья — полная чистой, созерцательной лирики. Эти темы мало контрастируют между собой и не содержат того элемента конфликтности, который обуславливает драматическое развитие музыки. Первая часть концерта ярко эмоциональна, написана в романтически приподнятых тонах. Блистательна каденция скрипки соло, органично вплетенная в общую музыкальную композицию.
Вторая часть — Andante — своей светлой, привольно льющейся мелодией заставляет вспомнить знаменитые мендельсоновские «Песни без слов». Andante составляет чудесный контраст с финалом, оттеняя стремительность движения, ликующую радость, которыми полна музыка заключительной части (Allegretto non troppo. Allegro motto vivace).
«Жизненность музыки Венявского — в ее национальной характерности, мелодической содержательности, в богатой и разнообразной скрипичной фактуре. В произведениях Венявского запечатлен исполнительский стиль польского артиста, отличавшийся яркой эмоциональностью, исключительным виртуозным размахом...» — так охарактеризовал Давид Ойстрах творчество замечательного польского музыканта.
Композиторская и исполнительская деятельность Венявского — крупнейшее явление романтической музыки XIX века. Его вдохновенное, полное страстного порыва и блестящей фантазии искусство производило столь сильное впечатление на современников, что его называли «Шопеном скрипки».
Венявский — автор целого ряда произведений, которые вошли в золотой фонд мировой скрипичной литературы. В лучших своих сочинениях — таких, как «Легенда», «Скерцо-тарантелла», мазурки, полонезы, два скрипичных концерта, композитор воплотил характерные особенности польского национального скрипичного стиля.
Концерт № 1 для скрипки с оркестром фа диез минор, соч. 14 создан композитором в 1853 году в России.
С Россией польский музыкант был связан на протяжении всей творческой жизни. Он подолгу жил в Петербурге, много концертировал, преподавал в Петербургской консерватории. 1853 год явился для Венявского чрезвычайно плодотворным в творческом отношении. Помимо Первого скрипичного концерта тогда же были созданы Полонез № 1, «Воспоминание о Москве», этюды для скрипки соло, несколько мазурок, «Элегическое адажио» и другие сочинения.
В концерте фа диез минор Венявский продолжил на национальной основе линию скрипичного лирического концерта, начатую Мендельсоном. Поэтическая сила образов сочетается в музыке Венявского с блестящей виртуозностью, романтической импровизационностью стиля.
Первая часть концерта — Allegro moderato — рельефно, с ярким сопоставлением энергичной маршеобразной главной партии и лирической побочной. Написанная в импровизационном духе разработка насыщена бурными виртуозными пассажами и динамическими контрастами.
Вторая часть — Preghiera — глубоко эмоциональная, строгая и внутренне сосредоточенная. Певучая мелодия окружена выразительными подголосками. В отличие от первой части здесь широко использованы кантиленные возможности солирующей скрипки.
Тема финала — Rondo — перекликается с главной темой первой части по четкости, динамичности, лаконичному аккордовому сопровождению. В то же время Rondo отмечено особым изяществом фактуры, живым мелодическим содержанием.
• • •
Скрипач Виктор Пикайзен — солист Московской государственной филармонии. Он получил музыкальное образование в школе-десятилетке при Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, затем в Московской консерватории и аспирантуре, где занимался под руководством профессора Давида Ойстраха.
Виктор Пикайзен — лауреат Международных конкурсов имени Яна Кубелика в Праге (1949 г.), имени бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе (1955 г.), имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже (1957 г.), имени Чайковского в Москве (1958 г.), имени Паганини в Генуе (1965 г.). Он много гастролирует по городам Советского Союза и за рубежом, неоднократно записывался на грампластинки.
Среди его записей — Первый скрипичный концерт и 24 каприса Паганини, Концерт для скрипки с оркестром Дворжака (дирижер Д. Ойстрах), Соната для скрипки соло Бартока.