Давид ОЙСТРАХ, скрипка
Сторона 1:
Дж. ТАРТИНИ (1692–1770)
1. Соната для скрипки и фортепиано соль минор «Дьявольские трели»
1) Larghetto affettuoso 2) Allegro 3) Grave. Allegro assai. Adagio
2. Соната для скрипки и фортепиано соль минор «Покинутая Дидона»
1) Moderato 2) Presto non troppo 3) Largo 4) Allegro commodo
Сторона 2:
И. БРАМС (1833–1897)
Соната № 1 для скрипки и фортепиано соль мажор, соч.78
3. 1) Vivace ma non troppo
4. 2) Adagio
5. 3) Allegro molto moderato
Партия ф-но — Фрида Бауэр
Художник В. Фатехов
Джузеппе Тартини принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVIII века, искусство которых сохраняет свое художественное значение до нашего времени. В музыке Тартини прежде всего привлекает ее выразительность, искренность, теплота, мелодичность. Музыке этой поры присущ декламационный речитативный характер, когда, кажется, только слов и не хватает, чтобы полностью передать воплощенные в ней чувства и переживания.
В произведениях Тартини можно найти основные разновидности скрипичной техники, достаточно сложной и для современного исполнителя. Восхищает его совершенно исключительное знание инструмента и безграничная фантазия в использовании технико-выразительных возможностей скрипки. Творческие искания привели славного скрипача-композитора к утверждению исполнительских принципов и приемов, которые стали классическими. Об этом можно судить хотя бы по его «Искусству смычка», где в пятидесяти вариациях на Гавот Корелли мастерски использованы самые разнообразные технические приемы, причем каждый из них применен в соответствии с художественной целью.
Такие превосходные произведения Тартини, как его сонаты e-moll и G-moll («Дьявольские трели») или d-moll'ный концерт, сопровождают меня с юных лет на всем протяжении артистической жизни: эти и другие сочинения играют многие мои ученики, но никогда его музыка не теряет для меня своей свежести, яркости, силы эмоционального воздействия.
Необычайная оригинальность мысли, богатство мелодического, гармонического и ритмического языка е-moll’ной сонаты, благородный пафос, глубокая лирика и темперамент «Дьявольских трелей», мягкая выразительность, чистота и непосредственность d-moll'ного концерта всегда увлекают и волнуют меня. Сонату «Дьявольские трели» я считаю настолько значительным произведением, что нередко заканчиваю ею программы своих сольных концертов.
Дааид Ойстрах
Первая соната для скрипки и фортепиано соль мажор, соч. 78 создана Брамсом в 1878 году. Удивительная мелодическая красота, богатство и глубина музыкального содержания отличают это произведение и ставят его в один ряд с лучшими образцами этого жанра. Своеобразен колорит сонаты: мягкие полутона, элегическая окраска музыки характерны для всех ее трех частей.
Основной образ первой части (Vivace ma non troppo) играет важную роль в музыкальной драматургии сонаты. Он как бы определяет эмоциональный строй всего произведения. Побочная тема — одна из лучших и вдохновенных мелодий Брамса.
Вторая чагть (Adagio) проникнута настроениями одиночества, тоски. Открывает Adagio широкая певучая мелодия у фортепиано соло. В среднем разделе, звучащем более сурово и напряженно, возникают интонации мерного шествия. Заканчивается часть просветленной и умиротворенной музыкой.
Финал сонаты (Allegro molfo moderate) подводит итог всему музыкальному повествованию: слышатся нежные и чистые интонации первой части, отголоски печального Adagio (финал написан в миноре). Необычен для заключительной части сонаты колорит главной темы—мягкой и напевной.