Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
13 января 1945 года С.С. Прокофьев выступил перед москвичами с авторским концертом‚ в котором впервые прозвучала Пятая симфония, соч. 100 (партитура её закончена в ноябре 1944 года). Дирижировал ею сам автор; это было последнее в его жизни выступление за дирижерским пультом. «Пятая симфония является для меня завершением большого периода творческой жизни, – писал он. – Я задумал её как симфонию величия человеческого духа».
Премьера Пятой симфонии проходила в приподнято праздничной атмосфере. Перед началом концерта ведущий торжественно оповестил о победе Советской Армии на Висле; первые такты симфонии прозвучали под грохот артиллерийского салюта. Волевая музыка симфонии всем своим строем отвечала настроениям слушателей.
Жанр русского эпически-объективного симфонизма в наиболее чистом виде представлен величественным полотном Пятой, которую не без оснований назвали «Богатырской симфонией» наших дней. Обе начальные темы ее первой части – главная и связующая – отличаются тяжеловесной упругостью, неторопливым, пластичным течением мысли. Лирическая тема побочной партии – сдержанная, без тени чувствительности – отмечена нежностью и широтой мелодического дыхания. Чудесно завершает экспозицию по-детски игровая заключительная партия. В сжатой разработке все четыре темы даются в новых неожиданных сопоставлениях, почти не меняя первоначального смысла. В коде автор развертывает великолепную кульминацию, утверждая богатырски-эпический образ главной партии в победном звучании tutti.
Начало второй части исполнено обаятельного лукавства. Но беззаботпость обманчива: с каждым новым варьированным проведением всё явственней раскрывается его скрытый драматизм, гуще и мрачнее становятся оркестровые тона, тревожнее – гармонические краски и ритм. Безмятежный юмор начальных страниц обернулся драматической картиной бедствия. Как воспоминание о детстве возникает наивная песенка деревянных духовых. Пасторальный наигрыш дважды сменяется увлекательным карнавальным танцем. После солнечно-ясной картины счастья еще более неожиданным кажется зловеще гротескный облик динамизированиой репризы.
Умудрённым лиризмом проникнута основная тема третьей части. Спокойно льющаяся кантилена на фоне триольных фигураций исполнена мелодической шири. В среднем разделе «теме раздумья», тяжело звучащей в унисон у низких басов, отвечают взволнованные фразы в характере русского причета. Финал открывается медленным вступлением, воскрешающим начальный эпический образ первой части. Но память о прошлом внезапно вытесняется безудержным потоком веселого танцевального действия. В упругом движении основной темы финала преобладает пьянящее веселье, заражающий ритм массового пляса. Задорным юмором пронизана и новая танцевальная тема, острая, но без тени шутовства. Это – связующая партия, ведущая к лирической побочной. В среднем разделе массовый танец прерывается медленной русской темой, возникающей в басовых голосах.
По книге И. Нестьева «Жизнь Сергея Прокофьева». Москва, 1973 г.

Народный артист СССР Дмитрий Китаенко родился в 1940 году в Ленинграде. В 1963 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу хорового дирижирования у Е.П. Кудрявцевой, а в 1966 году – аспирантуру Московской консерватории у профессора Л.М. Гинзбурга (отделение оперно-симфонического дирижирования). В 1966-1967 годах стажировался и Венской академии музыки и изобразительного искусства у Х. Сваровского и К. Эстеррайхера. В 1969 году Д. Китаенко завоевал вторую премию на I Международном конкурсе дирижеров, организованном в Западном Берлине Г. фон Караяном. С этого времени началась его концертная деятельность в СССР и за рубежом. С 1969 года Китаенко дирижировал в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. С 1976 года он является художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии.