Концерт для скрипки с оркестром — одно из самых известных инструментальных сочинений Альбана Берга (1885–1935) — был создан в год смерти австрийского композитора и является его последним творением. Наряду со знаменитой оперой «Воццек» (1917–1922) и «Лирической сюитой» для струнного квартета (1926), скрипичный концерт Берга составляет одно из важнейших звеньев в ряду остро трагедийных, лирических произведений художника.
Возникновение концерта связано с глубоко личными переживаниями композитора по поводу безвременной гибели 18-летней Манон Гропиус — дочери Альмы Малер (вдовы великого Малера, к которому Берг всю жизнь испытывал не только дружеские чувства, но и благоговение) и ее второго мужа, известного архитектора Гропиуса. На титульном листе партитуры концерта Берг сделал многозначительную надпись: «В память об ангеле». Эта больная туберкулезом, едва расцветшая и обаятельная девушка, еще полная детской ребяческой восторженности и упоения открывшимся миром, поражала и восхищала знаменитого дирижера Бруно Вальтера (также друга семьи Малера), посвятившего ей трогательную страницу в своих мемуарах. Очевидно, она была и впрямь поэтичнейшим созданием. Зная необычайно впечатлительную, чуткую и «встревоженную» душу Берга, не трудно понять, почему ее смерть Берг воспринял как одно из проявлений трагической несправедливости в судьбах человеческого рода.
Яркая эмоциональность концерта, его психологическая острота уходят своими корнями как в искусство позднего романтизма, так и в искусство экспрессионизма, расцветавшего в 1920–1930-е годы в художественной жизни Вены.
Среди обстоятельств, способствовавших возникновению концерта, следует отметить роль, которую сыграл в его создании (а также и в дальнейшей судьбе) скрипач Луиз Красснер, — не только первый исполнитель концерта, но, в известной степени, вдохновитель и даже консультант композитора, соавтор «по виртуозной части».
Две части концерта отчетливо раскрывают художественный замысел композитора. Надо сказать, что Альбан Берг, и без того всегда писавший медленно, долго и мучительно искал форму и композицию своего нового сочинения, ибо программность во многом обуславливала процесс организации музыкального материала. Поиски эти не давали желаемого удовлетворения художнику, который ставил своей творческой «сверхзадачей» преодолеть противоречие между стихийностью эмоций и рассудочностью конструкций. Проблемы такого рода были поставлены перед ним еще его учителем — Арнольдом Шёнбергом; они проходят красной нитью через все творчество художников так называемой «второй венской школы» (Шёнберг, Берг, Веберн и другие). В скрипичном концерте Берга эти проблемы находят одно из наиболее интересных и наименее догматичных решений. Именно в силу того, что следование принципам серийной организации звукового материала, принципам додекафонии в концерте Берга относительно свободно, лирическая стихия в нем преодолевает шоры искусственно предпосылаемых «законов композиции», и Бергу удается создать музыку удивительно искреннюю, вдохновенную, произведение, выразительное и, несмотря на обычное для Берга обилие диссонансов.
Первая часть (Andante. Allegretto) воплощает обаятельный образ молодости, девичества, светлые мечты юного существа о счастье. Замысел этой части близок замыслу «Джульетты-девочки» в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Концерт открывается интродукцией, написанной удивительно тонко и в то же время строго. Тончайшие «хрустальные» капельки как бы нанизываются на невидимую оркестровую нить: эти звуки образуют специфический ряд и сразу вводят в гармоническую атмосферу произведения.
Дальнейшее повествование исполнено романтической нежности и восторженности, проникнуто духом безоблачного мироощущения. В музыкальную ткань тонко вкрапливаются ритмы и интонации вальсов — отблеск бытовой стихии «веселой Вены» — родного Бергу города. В целом, радужная настроенность первой части ничем не омрачается, лирическая атмосфера господствует до конца.
Мир образов второй части (Allegro. Adagio) сам композитор делил на две сферы, определяя их как «катастрофу» (начало) и «освобождение от смерти, просветление» (конец). С самого начала здесь ощущается дуновение надвигающихся драматических событий. Неумолимо приближается трагедия смерти. Во втором разделе этой части композитор вводит мелодию траурного хорала Баха: «Es ist genug» (причем первые четыре звука темы хорала совпадают с 9-й, 10-й, 11-й и 12-й нотами основной серии). Иногда мотив хорала контрапунктирует лирико-трагическим излияниям солирующей скрипки. Иногда возникают реминисценции вальсовых интонаций, но теперь они звучат печально и одиноко...
Концерт завершается музыкой, полной лирической просветленности. Композитор как бы стремится преодолеть драматические, скорбные эмоции, растворяя их в лирической стихии.
Виктор Дельсон
Среди богатого и разнообразного скрипичного творчества В. А. Моцарта центральное место занимают его концерты для скрипки с оркестром. Сочинение этих произведений было связано с исполнительской деятельностью Моцарта в Зальцбурге в качестве скрипача-солиста и концертмейстера. Великий австрийский композитор был не только крупнейшим виртуозом на клавире, но и замечательным скрипачом.
Скрипичные концерты относятся к раннему периоду творчества Моцарта. В 1775 году девятнадцатилетний композитор написал один за другим пять скрипичных концертов; в 1777 году он создает шестой концерт.
Этими произведениями Моцарт утвердил форму классического инструментального Концерта. Нежная и подвижная певучесть, блеск импровизации, капризная и прихотливая смена музыкальных эпизодов, изящество и прозрачность письма — таковы характерные черты концертов Моцарта.
Концерт № 5 ля мажор — последний из серии скрипичных произведений этого жанра, написанных Моцартом в 1775 году.
Первая часть (Allegro aperto). Мощный аккорд оркестра, словно дающий начальный толчок, — и на фоне мерно «шуршащего» движения (тремоло вторых скрипок и альтов) рассыпаются острые, отрывистые, отчетливые звуки (у первых скрипок), незаметно переходящие в грациозно-шутливую побочную тему. Неожиданно оркестровая интродукция прерывается «поэтическим отступлением» — выразительной мелодией солирующей скрипки; ее сопровождает тонкий узорчатый аккомпанемент первых и вторых скрипок (эпизод Adagio). И лишь после продолжительной общей паузы солист излагает главную тему первой части — энергичную, полную увлечения и задора.
Вторая часть (Adagio) отличается эмоциональной напряженностью музыки. Инструментальная мелодия приобретает у Моцарта ту глубину и силу, благодаря которым она способна передавать бесконечно тонкие и многообразные душевные движения.
Третья часть (Tempo di Menuetto), написанная в форме рондо, — одно из оригинальнейших творений Моцарта. Тема рондо, порученная солирующей скрипке, — грациозная, хрупкая, с чертами жеманной изысканности, столь характерной для эпохи париков, буклей и фижм, сменяется эпизодом Allegro в двухдольном ритме, с характерными «притопываниями» темпераментной народной пляски. От утонченной изысканности не остается и следа. Будто скрипка из рук танцмейстера перешла к народному импровизатору, а музыка, вырвавшись из обстановки аристократического салона, зазвучала на вольных, открытых просторах.
Народная пляска неожиданно обрывается. Вновь звучит тема менуэта, возвращая слушателя в обстановку галантного стиля «рококо».
Израиль Ямпольский
Народный артист СССР Леонид Коган родился в 1924 году в Днепропетровске. Обучаться игре на скрипке начал в раннем детстве в музыкальном училище. В 1934 году был принят в Особую детскую группу при Московской консерватории в класс профессора Абрама Ямпольского. Под его руководством Леонид Коган продолжал занятия в Центральной музыкальной школе, а затем в Московской консерватории и аспирантуре, которую блестяще окончил в 1953 году.
Концертную деятельность Леонид Коган начал еще учеником школы. 14 марта 1941 года 17-летний скрипач впервые выступил в симфоническом концерте в Большом зале консерватории, исполнив концерт Брамса с оркестром.
В 1947 году участие в конкурсе скрипачей на Международном фестивале демократической молодежи в Праге приносит ему первую премию. В 1951 году он завоевывает первую премию и Большую золотую медаль на Международном конкурсе скрипачей имени бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе.
Начинается интенсивная концертная деятельность Леонида Когана в СССР и за рубежом. Искусство Леонида Когана знают и ценят почти во всех странах мира. Везде пресса восторженно писала об игре прославленного виртуоза, называя его «великим артистом», «одним из лучших исполнителей современности», «редкостным мастером игры на скрипке», «скрипачом наивысшего мирового класса». Множество произведений камерной инструментальной музыки было исполнено совместно с Эмилем Гилельсом и Мстиславом Ростроповичем, а также в дуэте со своей женой, скрипачкой Елизаветой Гилельс. Леонид Коган успешно сочетает концертную деятельность с большой педагогической работой являясь профессором Московской консерватории.
В 1965 году Леониду Когану за исполнительскую деятельность была присуждена Ленинская премия.