Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840–1893)
Симфония № 5 ми минор, соч. 64

Сторона 1:
1. 1) Andante. Allegro con anima
2. 2) Andante contabile con alcuna licenza

Сторона 2:
3. 3) Valse. Allegro moderato
4. 4) Finale. Andante maestoso. Allegro vivace

Государственный симфонический оркестр СССР
Дирижёр Евгений СВЕТЛАНОВ

ЗВУКОРЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР ГРОСМАН

Моно-вариант Д—020395-6

Пятая симфония относится ко времени творческого расцвета композитора (оперы -“Чародейка”, “Пиковая дама”, балет—“Спящая красавица”). Написана она в селе Фроловском с быстротою, редкою даже для её автора: к весне 1888 года (март-апрель) относятся первые замыслы, в начале июня композитор вплотную приступает к её сочинению, в конце июня симфония вчерне закончена, к 14 августа окончательно отделана и инструментована. Осенью симфония была издана П. Юргенсоном, в ноябре дважды исполнена под управлением автора в Петербурге, в том же месяце он дирижировал ею в Праге, 10 декабря в Москве, и с тех пор симфония прочно и навсегда вошла в золотой фонд мировой инструментальной музыки.
Пятая симфония не имеет опубликованной программы, но в записной книжке композитора сохранились наброски программы “для себя”.
Центральный образ произведения “тема рока”—проходит через все четыре части симфонии. Чайковский в своих записях определил ее “как полнейшее преклонение перед судьбой”. После медленного вступления, построенного на теме рока, появляется тревожная порывистая тема первой части; “сомнения, жалобы, упреки”—так охарактеризовал ее автор.
Вторая часть симфонии вдохновенная лирическая поэма. Лирическое настроение лишь дважды нарушается "темой рока", которая, безжалостно вторгаясь, вносит смятение и ужас...
В третьей части вальсе "тема рока” утрачивает свою напряженность. И, наконец, в финале, где драматический конфликт получает разрешение, “тема рока" принимает очертания ослепительного, радостного гимна-шествия.
*
Концертная деятельность Государственного симфонического оркестра СССР началась 5 октября 1936 года исполнением Первой и Третьей симфоний Бетховена.
Характеризуя искусство Госоркестра, Дмитрий Шостакович писал: “Блестящее мастерство, великолепная оркестровая дисциплина, рельефность и, вместе с тем, артистичность выполнения замыслов, а также высокая культура звучания — вот отличительные черты коллектива, выдвинувшие его в число лучших симфонических оркестров мира”.
С 1965 года оркестр возглавляет Евгений Светланов. Он окончил в 1951 году Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных и продолжал свое музыкальное образование в Московской консерватории (по классу композиции Ю. Шапорина и по классу дирижирования А. Гаука). В течение нескольких лет Е. Светланов работал в оркестре Всесоюзного радио, позже возглавлял оркестр Большого театра СССР.
В репертуаре Е. Светланова все симфонии Чайковского, Рахманинова, Бородина, Скрябина, зарубежная классика и современная музыка, сочинения Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, Р. Щедрина и других советских композиторов.
Имя Евгения Светланова пользуется широкой известностью в Советском Союзе, и во многих странах мира.