Сторона А. Любовь
1. Виктор Третьяков - Молитва
2. Третий Рим - Лики святых
3. Новый Завет - Дева любви
4. Мономах - С нами наш Бог
Сторона Б. Аллилуйя
5. Царская Охота - Посмотри на небо
6. Андрей Мисин - Свеча и меч
7. Новый Иерусалим - Песнь деве
8. Ольга Арефьева и Ковчег - Аллилуйя
9. Легион - Не бойся войти в Храм
Сторона В. Голгофа
10. Тупые - Господи, прости
11. Если - Дева Мария
12. Акцент - Голгофа
13. Пилигрим - День гнева
Сторона Г. Плач по Христу
14. Олег Степурко - Пускай твои закрылись очи
15. Галактическая Федерация - А на улице - весна
16. Валерий Баринов и Группа Трубный Зов - Вы убили Его
17. Николай Парфенюк - Ангел мой
Записи композиций 8, 12, а также подготовка всего материала к печати сделаны на фирме "Петростудио".
Христианство и рок: враги или союзники?
Сегодня мы становимся свидетелями спора, часто объясняемого конфликтом поколений, но всё же к последнему не сводимого. Может ли христианин относиться к року иначе, чем опустив забрало и сжав в руках щит и меч?
Наиболее ревностно протестует против-рок культуры в своей работе "Рок-н-рол" католический священник Жан-Поль Режимбаль. Его выводы не оригинальны: рок воздействует на подсознание и искажает человеческую психику, повышает агрессивность, бросает слушателя в стихию необузданной сексуальности, разрушает табу, делает человека неспособным воспринимать христианство. Взгляд отца Жана повторяет ситуация, возникающею, пожалуй, при появлении каждого культурного направления: всё непривычное казалось потрясающим основы мироздания, непонятным и опасным. Вспомним, например, как каждый вид церковного пения, ставший сегодня привычным и традиционным, осуждался сколько-то столетий назад!
Всякий набор художественных средств, которые сами по себе нравственно нейтральны, можно использовать во благо и во зло, как и любые способности человека. Среди направлений рок-культуры, действительно, много дурного: есть там и проповедь секса без границ, и пропаганда немотивированной агрессии, и многое другое, о чём пишет Режимбаль. Но те же самые пороки выражаются и через классическую музыку, и через народные песни… А пробовал ли кто-нибудь покрутить задом наперёд записи католических песнопений?
В нынешней Православной Церкви есть диаметрально разные взгляды на рок-культуру. Мне лично кажется, что наряду с вещами, которые я понять и принять не могу, в творчестве рокеров есть те же прорывы в искренность, те же исповеди, те же поиски Бога, что есть в любое время в любой подлинной культуре. Ибо не может человек, живущий культурой всерьёз, а не для развлечения, не проявить в ней то, что дано от Господа: образ Божий, неистребимое стремление к Нему.
Два явления в нашем роке – не попсовом, не рыночном, а том серьёзном, умном, с распахнутой душой роке, на котором выросло целое поколение – мне хотелось бы отметить.
Первое – тоска по Эдему, по утраченной гармонии бытия, по "граду Божию", что присутствует во всяком подлинном искусстве. Сама по себе эта тоска может никуда и не привести, может даже стать причиной отчаянья. Но если она есть – значит, человек духовно не мёртв, значит, он не может спокойно дремать у телевизора за созерцанием милой сердцу мыльной оперы.
Второе – неприятие лжи, псевдогармонии построенного на неправде и компромиссе с совестью бюргерского мирка. Это неприятие порой вырывается в протест, шокирующий «мирных жителей». Но можем ли мы осудить его? Разве мы уверенны, что устои житейского мирка, его шкурнический мудрость и его табу – во всём правы? Разве забыли мы как противостоял этому мирку Сам Господь Иисус Христос, гневно сокрушавший в храме столики торговцев и сказавший: «Не думайте, что я пришёл принести мир на землю: не мир пришёл я принести, но меч» (Мф. 10.34)?
Что же касается общей "несолидности" рока, якобы несовместимой с "серьёзной" церковностью, то вспомним царя Давида, скакавшего "из всей силы" пред святыней, радуясь о Господе, подобно ребёнку. На возмущение собственной жены, озабоченной "уроном" царского достоинства, Давид ответил: «Пред Господом играть и плясать буду» (1 Цар. 6. 21). И если люди вырожают чувства свои, в том числе чувство любви к Богу и радости о Нём, в песнях слишком громких, слишком непривычных, слишком ликующих – не мешайте им, не осуждайте их!
Конечно, рок немыслим в храме. Но во все века христианская культура делилась на храмовую, богослужебную и ту, что соединила верующих за церковными стенами. Всегда были и народные христианские песни, и различные игровые действия (одним из авторов последних был великий русский святой XVII – XVIII веков святитель Дмитрий Ростовский). Кто знает, может быть, сегодня внехрамовая христианская культура сможет вместить в себя и рок? (впрочем, замечу в скобках, что некоторые рок-группы, нарочито употребляющие христианскую символику и церковную лексику, сильно грешат фальшью.)
Как бы там ни было, диалог Православной Церкви и рок-культуры начался. Недавно рок-исполнители выступили в Волгограде, на набережной, где перед этим совершалось богослужение, в рамках организованных епархией Сергиевских торжеств. Преподобному Сергию Радонежскому был посвящён и фестиваль "Пробуждение" прошедший в Москве по о благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На сцену этого фестиваля вышли и церковные хоры, и рок-группы.
Хочется надеяться, что подобные контакты будут продолжены, что интерес к Церкви со стороны "рок-тусовки" будет не данью праздной моде, а подлинной духовной жаждой, способной через помощь Господа обновить и преобразить человеческое сердце.
Священник Всеволод Чаплин
1994