17 дней
О сайте8 1 | С10 30565 005 1990 |
С. РАХМАНИНОВ (1773— 1943) ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА соч. 31 (фрагменты) Сторона 1 1. Господи, помилуй — 5.29 2. Благослови, душе моя, Господа — 5.49 3. Слава Отцу и Единородный — 5.12 4. Во царствии Твоем — 5.21 6. Господи, спаси благочестивый и Святый Боже — 3.41 Сторона 2 10. Верую — 8.42 11. Милость мира — 4.58 12. Тебе поем — 3.22 13. Достойно есть — 3.03 20. Слава Отцу и Благочестивейшего — 2.35 На церковнославянском языке Светлана Вандиловская, сопрано Станислав Белоокий, тенор Валентин Шмулевич, тенор Анатолий Казак, Владимир Гращенко, баритоны Белорусская государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы. Художественный руководитель Людмила Ефимова Звукорежиссер М. Дидык. Редактор Н. Макарова. Художник Д. Милованов © ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1990 Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1989 г. |
142 1 | Д 011423-36 (7 пл.) 1963 |
Сторона 2 |
142 1 | Д 011423-36 (7 пл.) 1963 |
Сторона 1 |
6 2 | 11896, 12107 1944 |
6 2 | 11896, 12107 1944 |
АЗ. ГОСТ 50 |
АЗ |
8 | (11)495, 11896 1944 |
АЗ |
3 | Д—17349-50 1966 |
3 | Д—17349-50 1966 |
7 | С 1187-8 1966 |
7 | С 1187-8 1966 |
7 | С 1187-8 1966 |
7 | С 1187-8 1966 |
С. С. ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших художников современности, смелый новатор, не признававший проторенных дорог в искусстве. Он родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка, Екатеринославской губернии (теперь Днепропетровская обл.). С восьми лет он уже начал сочинять музыку, с 1902 года его музыкальным учителем стал молодой композитор Р. М. Глиэр. В 1904 году Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, которую закончил как композитор, пианист и дирижер. В 1910 году Прокофьев впервые выступил в симфоническом концерте как дирижер собственного произведения. В 1912 году в авторском исполнении впервые прозвучал его Первый концерт для фортепьяно. Вскоре появляются Токката для фортепьяно, поразившая слушателей смелостью гармонического стиля и бурной стремительностью ритмов. Вторая фортепьянная соната, Баллада для виолончели и фортепьяно, Второй концерт для фортепьяно. После ряда сочинений, отчасти весьма спорных, в которых молодой композитор настойчиво искал свой, оригинальный музыкальный язык, индивидуальные формы воплощения содержания, в 1917 году он создал «Классическую симфонию» — произведение, задуманное в стиле венских классиков—Гайдна и Моцарта, — ясное, жизнерадостное. В это же время создавались Третья и Четвертая фортепьянные сонаты, Концерт для скрипки с оркестром. Весной 1918 года с разрешения Нарком проса РСФСР Прокофьев-отправился в заграничную командировку, которая затянулась на много лет. В первые годы пребывания за границей Прокофьев написал такие произведения, как чудесные в своей поэтичности фортепьянные пьесы «Сказки старой бабушки», динамичная и остроумная опера «Любовь к трем апельсинам», Третий концерт для фортепьяно с его сердечной, истинно русской лирикой, добродушно гротескной сказочностью, волевой мощью. Но позднее, с 1924 года, появляется ряд неудачных произведений, созданных под влиянием модернистических течений Запада. В 1933 году Прокофьев вернулся в Советский Союз. Начался самый плодотворный период его творчества. Одно за другим появляются произведения различных жанров: музыка к кинофильму «Александр Невский», впоследствии послужившая основой для одноименной кантаты; балет «Ромео и Джульетта», сюиты из которого пользуются большой популярностью на симфонической эстраде, а балет заслуженно вошел в сокровищницу мирового искусства; опера «Семен Котко», повествующая о событиях эпохи гражданской войны; комическая опера «Дуэнья» («Обручение в монастыре»), Второй скрипичный концерт, разнообразные пьесы для детей, в которых проявились меткость наблюдений, человечность. Новый важный этап в творческой биографии Прокофьева начался в период Великой Отечественной войны. Подобно всем советским художникам, он стремился посвятить свой талант общему делу обороны страны. Появляются боевые песни и марши. Возникает замысел оперы «Война и мир» по роману Л. Толстого, который получил полное завершение лишь много лет спустя. Композитор считал, что в эти грозные дни страницы толстовской эпопеи стали особенно близки советским людям. Одновременно с работой над оперой композитор создал Седьмую и Восьмую фортепьянные сонаты, Сонату для флейты, Второй квартет. 13 января 1945 года состоялся отчетный авторский концерт Прокофьева. Впервые исполнялась Пятая симфония — одно из значительнейших явлений русского советского симфонизма, широкое лиро-эпическое полотно. «Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа», — писал композитор. Вскоре он создал оперу «Повесть о настоящем человеке» и Шестую симфонию... Последнее пятилетие жизни Прокофьева после Постановления ЦК партии от 10 февраля 1948 года полно новых плодотворных исканий. Оратория «На страже мира» прозвучала как страстный призыв к защите мира и счастья народов. В балете «Сказ о каменном цветке» он воспел красоту творческого труда, для детей создал сюиту «Зимний костер». Среди произведений этого периода выделяются Симфония-концерт для виолончели с оркестром и Седьмая симфония, чарующая богатством мелодии, жизненностью и яркостью образов, неисчерпаемостью фантазии. Прокофьев умер 5 марта 1953 года в разгар напряженной работы над балетом «Сказ о каменном цветке». Музыка Прокофьева будет жить и радовать людей многие-многие годы. Творческим наследием великого художника по праву гордится советская культура. |
4 1 | С10 16529 009 1981, дата записи: 5, 6 мая 1981 г. |
Москва давно уже стала одним из ведущих центров мировой музыкальной культуры. Конкурс имени П. И. Чайковского, Международный конкурс артистов балета завоевали славу высокоавторитетных международных форумов, раскрывших много новых талантливых исполнителей. Международный музыкальный фестиваль в СССР стал новым этапом в развитии как советской, так и зарубежной музыки. Впервые в мире Союз композиторов СССР собрал в Москве композиторов со всех континентов под девизом: «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами». Чтобы полнее понять смысл и цель фестиваля, уместно привести слова первого секретаря Правления Союза композиторов СССР Т. Н. Хренникова: «Как известно, повсюду в мире проводится огромное количество всевозможных музыкальных праздников самого различного масштаба и содержания. Однако дело в том, что крупнейшие и наиболее авторитетные зарубежные фестивали являются в первую очередь фестивалями исполнительскими. Основную массу звучащих здесь произведений составляют признанные шедевры классики прошлых веков. Музыка же современная, музыка XX века, занимает в их репертуаре сравнительно скромное место и, как правило, растворяется в общем потоке исполняемых сочинений. Есть, правда, и такие фестивали, которые целиком посвящены современной музыке. Но обычно их программы составляются из произведений экспериментальных, зачастую спорных, а то и откровенно рассчитанных не на художественный эффект, а на то, чтобы поразить аудиторию неожиданными звукосочетаниями и приемами композиторской техники, весьма далекими от настоящего искусства. Московский фестиваль в корне отличается от них содержанием своих программ и принципами их составления. Он призван продемонстрировать подлинные, а не мнимые ценности и возможности музыки XX века — и ее классику, и ее плодотворные искания, сочинения, создаваемые в наши дни и обращенные к современникам, к слушателям, несущие им высокие духовные и эстетические идеалы». Франко Маннино (р. 1924)—итальянский композитор, дирижер и пианист. Он не принадлежит к числу композиторов-новаторов XX века, но его своеобразный талант проявился прежде всего в искренности чувств, эстетической красоте, передаваемых его музыкой. Маннино работает в разных жанрах. Его перу принадлежат оперы, симфонии, большое количество оркестровых сочинений, камерная музыка, хоровые сочинения, музыка к фильмам. Маннино не раз был гостем Советского Союза, где выступал в качестве дирижера и пианиста. Многое в творчестве композитора связано с тематикой советского искусства. В частности его Четвертая симфония посвящена Ленинграду и его симфоническому оркестру. О кантате «Торжество любви», написанной на стихи советских поэтесс, композитор говорит следующее: «Русскую поэзию люблю давно и преданно. Даже не зная языка, ощущаешь музыку стиха, очарование ритмов. Разумеется, мне знакомы многие стихи и в переводах на итальянский. Однажды, во время очередной поездки в Москву, мне подарили вышедший в СССР на английском языке сборник стихов советских поэтесс. Стихи поразили меня своим созвучием тому самому романтическому стилю, который в поэзии для меня связан с именем Д'Аннунцио, в музыке — с творчеством Малера и который мне очень близок. Романтизм этот не архаичный, не допотопный, он — сегодняшний. Он выражает душу современного человека. Так и возникла эта кантата; в нее вошли стихи мастеров прошлого и настоящего, таких, как Анна Ахматова, Саломея Нерис, Маргарита Алигер, Нигяр Рафибейли и другие». Кантата поражает масштабностью, симфоничностью. Крупными мазками мастер создает своего рода фреску, которая как бы озарена солнечными лучами, исполнена искренней теплоты, добра. Здесь практически нет ярких контрастов. Все подчинено непрерывному току лирического чувства, достигающего то романтического восторга, то сосредоточенного лирического созерцания красоты мира. Мягкие пастельные краски переливающихся гармоний тонко передают тепло поэтического текста. Андрэ Жоливе (1905—1974) принадлежит к виднейшим современным французским композиторам. Практически нет музыкального жанра, в котором бы он не работал: оперы, балеты, кантаты, оркестровые сочинения, концерты, сочинения для электромузыкальных инструментов, музыка для театра, кино — это далеко не полный перечень того, что создано Жоливе. Композитор выступал за решительное обновление музыкального языка, исполнительских приемов. В своем творчестве Жоливе широко использует различные ладовые системы, включая лады и ритмы стран Азии и Африки. Для него характерно использование атональности и политональности, методов сонористики. В своих исканиях Жоливе был близок к другому известному французскому композитору О. Мессиану. Их творческая дружба привела к созданию совместно с Д. Лесюром в 1935 году общества камерной музыки «Спираль», а в 1936 году они же в содружестве с И. Бодрие основали широкоизвестную группу «Молодая Франция». Фортепианный концерт А. Жоливе написал в 1950 году. В этом сочинении сконцентрированы основные черты стиля композитора, принципы и результаты его поисков. Три части концерта образуют стройную композицию. Крайние части насыщены экспрессивной динамикой. Напор гротесковых ритмов, изломанных мелодических линий придает музыке оттенок фантастичности. Этот эффект усиливается оркестровой фактурой, изобилующей причудливыми тембрами, красочными интонациями. Вторая часть отличается классически строгой трехчастной формой. Вступление, кода и средний эпизод контрастируют с крайними разделами — своеобразным «уголком тишины и покоя». Таинственный экзотический пейзаж воссоздан слабо мерцающими попевками, импрессионистическими «мазками», ритмами ударных инструментов. |
4 | Д 016583-6 (2 пл.) 1965 |
Михаил Жора (р. 1891 г.) — один из наиболее значительных композиторов Социалистической Республики Румынии. Его первые сочинения относятся к 1914 году—пять циклов песен и Сюита ре минор для оркестра, удостоенные премии Энеску. В годы Первой мировой войны М. Жора был призван в армию, участвовал в боях, был ранен. В годы войны им написана Сюита для скрипки и фортепиано. В 1920—1924 годах композитор сочинил симфоническую поэму и Сюиту «Молдавские пейзажи», ставшую одним из популярнейших произведений румынской музыки. М. Жора является основоположником современного румынского балета. Наиболее значительные среди балетов, созданных композитором — «Демуазела Мариуца» (1940 г.), «Старый двор» (1948 г.), «Когда созревает виноград» (1953 г.). М. Жора — автор более ста произведений для голоса и фортепиано. Наиболее популярные среди фортепианных произведений—Соната (1942 г.), Вариации и фуга на темы Шумана (1943 г.), Три сборника фортепианных пьес для молодежи (1948, 1959 и 1963 гг.), 13 прелюдий для фортепиано (1960 г.). М. Жора — профессор Консерватории в Бухаресте. Среди современных румынских композиторов много его учеников. Балет «Retour des profondeurs» («Возвращение из морских глубин») закончен в 1961 году. Либретто балета написано по мотивам одноименной поэмы Марианна Думитреску, в основу которой положена народная рыбацкая легенда Добруджской области. По традиции рыбаков этой области в день свадьбы жених и невеста, после бракосочетания, отправляются на лодке в свадебную морскую прогулку. Но на этот раз молодых настигает шторм и жених возвращается домой в одиночестве— невесту забрала морская пучина. Каждый год в день свадьбы образ погибшей поднимается из морских глубин. В музыке балета широко использованы народные танцы Добруджи. В Первой сюите использованы танцы из второго акта балета (сцена свадьбы). В нее входят: детский танец, танцы девушек, танцы юношей, комический танец стариков, исполняющийся в честь новобрачных. Финальный комический танец Сюиты основан на специфических многообразных ритмах национальных танцев Добруджи. • • • Четырехчастный Дивертисмент Думитру Капояну (р. 1929 г.) привлекает тонкой трактовкой выразительного тематического материала, построенного на мотивах народных рождественских колядок. Здесь соседствуют эпизоды песенного и плясового характера, создающие в целом изящные зарисовки народного быта. Инструментовка изобретательно соединяет характерные тембры кларнетов (из них один — басовый) со звучанием струнных. Первая часть Дивертисмента—«Модерато», вторая часть—«Аллегро», третья — «Адажио», четвертая — «Аллегретто». Дивертисмент Д. Капояну закончен в 1956 году. В Москве на Всемирном фестивале молодежи Дивертисмент был удостоен бронзовой медали. Это произведение отмечено также на Национальном конкурсе. * * * Среди произведений П. Бентою (р. 1927 г.) широкое признание получили — Струнный квартет (1953 г.), Концерт для фортепиано с оркестром (1954 г.), «Арделянская сюита» для оркестра, Симфоническая поэма «Лучафэрул» («Утренняя звезда»), посвященная Д. Энеску (1957 г.), Концерт для скрипки с оркестром (1958 г.). Концерт № 2 для фортепиано с оркестром закончен в 1960 году. Он состоит из четырех частей, исполняющихся без перерыва. Автор задумал его как большую сонату, в которой первая часть играет роль экспозиции, во второй и третьей—основные темы получают свое развитие, и финал возвращает к материалам экспозиции. Концерт, свежий по языку, изобилует интересными тембровыми находками, оригинальными виртуозными приемами в партии солиста. Концерт начинается широкой мелодической фразой фортепиано. Тема приобретает новую выразительность в изложении оркестра. Побочная партия носит танцевальный характер. Далее следует полная воодушевления кода. Во второй части (скерцо) использованы элементы побочной партии из первой части. Следует диалог между кларнетом и остальными духовыми инструментами. Музыка приобретает напряженный характер, когда вступают струнные и фортепиано. Следующая часть поручена полностью фортепиано. Лишь в конце к нему присоединяются скрипка и виолончель. Эта часть, написанная в более медленном ритме, носит лирический характер. Финал возвращает слушателя к основным темам первой части, обобщая музыкальное содержание всего произведения. Румынская рапсодия Дж. Энеску (1881—1955) — увлекательное темпераментное сочинение, построенное на виртуозной разработке румынского музыкального фольклора. Она захватывает красотой самобытных мелодий, блеском инструментального наряда. |