2 дня
О сайте13 7 | A90 00265 002 1987, дата записи: 1985 |
Сторона 1 А. ГРЕЧАНИНОВ Верую — 4.27 Сугубая Ектения — 5.07 Д. ХРИСТОВ Хвалите имя господне — 4.24 Ныне отпущаеши — 3.29 Сторона 2 А. СТРУМСКИЙ Великое славословие — 10.15 Л. ДИНЕВ * Разбойника благоразумного — 2.07 П. ЧЕСНОКОВ От юности моея — 3.19 Жертва вечерняя — 4.20 Легенда о 12 разбойниках, народная песня, обработка С. Жарова (Н. Некрасов) — 4.46 ЕВГЕНИЙ НЕСТЕРЕНКО, бас МОСКОВСКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР Художественный руководитель и дирижер Владимир Минин Всесоюзная студия грамзаписи. Запись произведена в Кафедральном соборе г. Смоленска в 1985 г. Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева Редактор Л. Абелян. Художник А. Григорьев На лицевой стороне конверта: Смоленский собор. Фото В. Манешина конверт - АОЛЗГ, 1988. Зак. 125. Тираж 60000 Л. Динев - опечатка редакторов "Мелодии", правильно Петр Динев (Петър Динев) |
Предлагаемая пластинка знакомит с образцами так называемого «нового направления» русской и болгарской духовной музыки конца XIX — начала XX века. Русская и болгарская музыка — родные сестры. Это одна из древнейших музыкальных культур Европы. Но дело не столько в ее более чем тысячелетнем возрасте, сколько в высоком строе мыслей и чувств, в ее открытости, в ее направленности на единение людей. Происходя от греко-византийской церкви, славянская духовная музыка слилась с музыкой народной и родила уникальный по своей самобытности и силе выражения синтез. В этой музыке отразились и национальный характер славян, и их миросозерцание, их человеческие отношения и природа, нелегкая судьба народа и его удивительно поэтичная душа. Может быть, поэтому в этой музыке иной, чем в музыке католической, характер движения. Это скорее движение внутреннее, чем внешнее; как бы динамика внутри статики. За десять веков своего существования эта музыка прошла сложный и трудный путь эволюции от монодии знаменного распева до масштабных многоголосных фресок «нового направления». Основателем его является П. Чайковский, создавший ряд духовных произведений. «Новое направление», вобрав в себя все лучшее от предшествовавшего развития русской духовной музыки, сохранило органическую связь с ним и явилось качественно новым этапом развития. Используя современные достижения композиции, техники оркестрового письма, драматургии и т. п., композиторы стремились к созданию понятного современникам родного музыкального языка. Так же, как и их предшественники, они (за редчайшим исключением) создавали произведения для хора a cappella, утверждая этим идею человеческого общения лишь посредством голоса, который способен выразить самые тонкие движения души, который понятен всем и каждому. В разное время духовную музыку писали многие русские классики. Великий Глинка только коснулся ее. Творцами ее были Чайковский, Балакирев, Римский-Корсаков, Мусоргский, Танеев, Гречанинов, Кастальский и другие, менее известные композиторы. Особенно же значительными по своему философско-художественному смыслу являются творения Рахманинова. Его «Литургия Святого Иоанна Златоуста» (соч. 31) и «Всенощное бдение» (соч. 37), бесспорно, входят в сокровищницу не только русской, но и мировой музыки. В свое время были выпущены пластинки с записями «Всенощной» Рахманинова (Государственный академический русский хор СССР, дирижер А. Свешников) и фрагментами его же «Литургии» (Московский камерный хор, дирижер В. Минин), «Литургии» и «Всенощной» Чайковского (Ленинградская академическая хоровая капелла, дирижер В. Чернушенко), музыки русского средневековья и барокко (Московский камерный хор, дирижер В. Минин). Представленная на этой пластинке болгарская духовная музыка создана на основе древнеболгарских церковных напевов. Она принадлежит композиторам, творившим на рубеже XIX — XX веков. Самый значительный из них — классик болгарской музыки Добри Христов, являвшийся руководителем крупнейшего в те времена хора собора Александра Невского в Софии. В данной программе исполнители не ставили перед собой задачи копирования церковного пения. Их интересовал нравственный, этический смысл произведений, выраженный в свободной концертной форме. В. МИНИН Солист Большого театра СССР, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Евгений Нестеренко (бас) принадлежит к числу выдающихся мастеров современной оперной сцены. Его творческий путь начался в Ленинграде, где он, еще будучи студентом консерватории (класс профессора В. М. Луканина), в 1963 году дебютировал в Малом оперном театре. Великолепная вокальная школа, исключительная музыкальность и вдохновенный артистизм стали залогом блистательных выступлений Нестеренко на III Международном конкурсе молодых оперных певцов в Софии и IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. С 1967 года он — солист Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, а с 1971-го — Большого театра СССР. С триумфальным успехом проходят гастроли Е. Нестеренко в крупнейших оперных театрах мира, таких, как «Ла Скала», Венская опера, «Ковент-Гарден», Мюнхенская и Гамбургская оперы, театр «Колон» в Буэнос-Айресе, опера Сан-Франциско, Венгерская национальная опера и другие. Творчество Нестеренко хорошо известно миллионам зрителей по телетрансляциям спектаклей Большого театра и «Ла Скала», в частности спектакля «Ла Скала» «Дон Карлос», посвященного 200-летию знаменитого театра. Певец осуществил большое количество записей на Всесоюзной фирме «Мелодия» и фирмах «Hungaroton", "EMI", "Ariola", "Deutsche Grammophon", многие из которых удостоены международных призов. Профессор Нестеренко ведет активную преподавательскую деятельность. С 1975 года он заведует кафедрой сольного пения Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного хора, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Владимир Минин является одним из ведущих хоровых дирижеров страны. Яркий, самобытный талант, высокий профессионализм, выдающиеся данные педагога, воспитателя и организатора снискали ему широкое признание музыкальной общественности. Владимир Минин родился в 1929 году в Ленинграде. Учился в Московской государственной консерватории и аспирантуре у профессоров В. Г. Соколова и А. В. Свешникова. В 1971 году Минин создал из студентов и педагогов Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных камерный хор, преобразованный годом позже в Московский камерный хор. За сравнительно короткий срок хор под руководством В. Минина стал одним из ведущих музыкальных коллективов страны, приобрел международную известность. В программах Московского камерного хора находит отражение идея живой связи времен, преемственности поколений, когда произведения глубокой старины — прекрасные памятники национальной музыкальной культуры — органично сочетаются с сочинениями наших современников. Репертуар коллектива включает старинную русскую музыку и русскую классику, сочинения композиторов эпохи Возрождения, западноевропейскую классику и произведения современных зарубежных композиторов, русские народные песни. Коллектив постоянно выступает по радио и телевидению, записывает граммофонные пластики, снимается в фильмах-концертах, много гастролирует по Советскому Союзу. Его выступления с успехом проходили в Польше, Чехословакии, Австрии, Болгарии, Турции, США, Канаде, Франции, Швейцарии, Мексике, Испании, ГДР, Италии, Финляндии. Рижский завод. Тип. РЗГ "Мелодия" 1988 429 8300 |