2 дня
О сайте32 6 | СМ 04287-8 1973 |
Л. БЕТХОВЕН Симфония № 5 до минор, соч. 67 Сторона 1: 1. Allegro con brio - 4:34 2. Andante con moto - 9:02 Сторона 2: 3. Allegro } - 13:25 4. Allegro Большой симф. оркестр Всесоюзного радио Дирижер Константин Иванов. Ленинградский завод грампластинок, 1987 Звукорежиссер С. Пазухин. Редактор И. Чумакова Художник А. Васьковская 24.06.87 З. 1113-о-8260 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок, 1980 г. |
Пятая симфония до минор, соч. 67 (1805—1808), пожалуй, наиболее популярная из всех симфоний Бетховена. Сам Бетховен не разделял такого мнения: он предпочитал «Героическую». Причина успеха пятой симфонии лежит, по-видимому, в особенной ясности развития основной идеи. Обычно содержание пятой симфонии определяют так: «От тьмы к свету, через борьбу — к победе». Впрочем, это же определение может относиться ко многим произведениям Бетховена (например, к увертюре «Эгмонт»). Существенно лишь то, что идея выражена здесь в прямой, ясной форме. Вся пятая симфония предельно концентрированна и лаконична. Первая часть Allegro con brio — буквально пронизана одним четырехзвучным мотивом, о котором Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Немногие противопоставленные ему мотивы нигде не занимают переднего плана, в то время как первый мотив дает жизнь всем эпизодам первой части. Мотивная разработка, составляющая одну из сильнейших сторон композиторского мастерства Бетховена, достигает тут редкой силы концентрации и разнообразия. Главная партия свидетельствует об этом с полной очевидностью. Прерывистое изложение (ферматы), перехватывание мотивов различными инструментами, отсутствие мотивных контрастов при сильнейших динамических нарастаниях, постоянное повторение одного и того же «угрожающего» мотива — все это свидетельствует о колоссальном напряжении борьбы. Побочная партия, несмотря на новую певучую «нежную» тему, начинается с «угрожающего» мотива и все время им сопровождается. Следует отметить устойчивость ритмической формулы мотива «судьбы», сохраняющейся при всех мелодических и гармонических изменениях не только в первой, но и во всех остальных частях симфонии. Вторая часть — Andante con moto — имеет в основе два существенно различных образа. Один из них — прекрасная мелодия величавого и строгого характера, близкая к народной песне. Второй образ, переплетающийся с первым, — музыка фанфарного типа. Andante написано в форме двойных вариаций. Экспозиция третьей части, скерцо, построена так же двупланово, как и во второй части. Но если вся вторая часть выражает спокойное размышление, то третья полна тревоги. Оба плана следуют друг за другом. Тема первого, в свою очередь, расчленяется на два элемента. Это как бы вопрос и ответ, порыв и раздумье. Весь диалог идет на очень тихой звучности и напоминает робко зарождающуюся мысль, сопровождаемую мгновенным противодействием. Внезапно вторгается могучая и вместе с тем грозная тема, звучащая торжественно и неумолимо. Это своеобразный трехдольный марш. Тема построена на мотивах, представляющих собой вариант темы «судьбы». Средняя часть скерцо (до мажор) — энергичное фугато, перерастающее в свободные имитации. Оно проходит на fortissimo преимущественно у струнных. Постепенно звучность сходит на нет. Третий раздел, где возвращаются основные темы скерцо, по характеру существенно отличается от первого. Еще больше затаенной тревоги в первой теме. Тревожно и настороженно звучит и вторая, маршеобразная тема. Длительная остановка на простой гармонии, с непрекращающимся ритмом «судьбы», создает ощущение смутного ожидания. Наконец появляется одинокий мотив; это как будто поиски выхода к свету. В своем развитии мотив как бы расширяется и внезапно растворяется в наступающем кратком могучем crescendo. Переход от туманной, как бы продвигающейся ощупью мелодии к торжественным первым аккордам финала действует потрясающе. Финал Allegro начинается маршем, разрешающим всю неопределенность и тревогу предыдущей части: тьму прорезает сноп ослепительного света. Монументальная оркестровка, с обилием медных духовых инструментов, придает маршу пышную, праздничную звучность. Взаимодействие маршевой и танцевальной тем, отсутствие детализации в их развитии, простейшие гармонии способствуют впечатлению массового торжества. Вторжение маршеобразной темы третьей части на приглушенной звучности играет своеобразную роль в музыке финала, напоминая о зловещей судьбе и героической борьбе, оттеняя чувства победной радости. |
Ленинградский завод грампластинок, 1980 |
Ленинградский завод грампластинок, 1980 Обратная сторона обложки |
Ленинградский завод грампластинок ГОСТ 5289-73 |
1993 Aprelevka Sound Inc. Заказ 308. Тираж 1000 |